Зеленый свет

Какие секреты бизнеса старается не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – совладелец оптовой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах ведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает рассказ о самых везучих и ловких людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая девочка России, гендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без затруднений для клиентов).

А на четвёртом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями присмотруги Сергеем и Андреем Шнайдерами управляют сетиотретью «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой быстрорастущей промтоварной сетиотретью в 2020 году. Выручка фирмы выросла за год до 201 млрд рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» взаимодействует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее торговли продуктами питания? Ведь при данных условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни коммерсанты терпят убытки, а иные вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, интерпретируя по всему, становится Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как совладелец самых мелких частей в неуставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить компаниями ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году сбывается 55 лет, младшему Андрею — 47. Они занимаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У компании нет даже неофициального сайта.

В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пришли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они увлекались дистрибьюцией напитков. Их корпорация «Ленком» поставляла в продажу преимущественно продукцию иркутского завода «Пикра», который делал кальвадосы для PepsiCo. Один из сооснователей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось исходатайствовать такого удобного партнера. Вейкулайнен и еще один соучредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них жрать малюсенькие доли в нотариальных лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал специализироваться пивом и иными спиртными напитками, оброс 12 отраслевыми филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году выручка составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким смыслом к средине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно оразмере.подробные потребители стали заменять наружную логистику собственной. Одна из сотрудниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно садануло расставание с экспортёром пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, ,следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали сооружать «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал интенсивную колонизацию по России, и за пару годов превратился в муниципальную сеть. На второй взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за эталон тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в универмагах минимальный, продукты разложены прямо в коробках и мешочках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — гранитная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: базовые позиции воображены одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными брэндами — доля известных марок в ассортименте в среднем не превосходит 10-15%. Закупочная себестоимость при этом надлежаща была существовать на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который влияли Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США является сетиотретью гипермаркетов для самых бедных пластов населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество промтовара оставляет желать лучшего. В Walmart не ездят те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет товаров «органик», в полуфабрикатах традиционно много консервантов, серотонины и стрептомицины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком годности в Walmart перепродают по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, продажей продуктов с истекающим сроком годности.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным гражданам и бизнесменам. Уровень организованности арендаторов «Светофора» мы вычислять не станем, заметим только, что естественное измельчение крупного бизнеса на большие предприятия с целью финансовой диверсификации не препятствует укомплектованию казны, и уж никак не свидетельствует о низкой правовой ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 сотен «Светофоров» и «Маяков» на десятку ООО в разнообразных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого захолустного ритейлера, покорившего страну: волгоградской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к таможенным претензиям со стороны государства. В эффекте «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет тревожиться о благе народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут питаться добротными и недорогими продуктами, коммерсанты начнут честно пополнять казну, и поживём мы все радостно и счастливо. Все, а не только богачи из перечня Forbes.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *