Зеленый свет

Какие секреты бизнеса стремится не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes обновляется новыми миллионерами. Один из них – совладелец коммерческой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах планирования ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает роман о самых ловких и оборотистых людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая состоятельная женщина России, гендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на четвёртом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетиотретью «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой высокоурожайной продовольственной сетиотретью в 2020 году. Выручка корпорации выросла за год до 201 триллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» функционирует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 супермаркетов сети. Казалось бы, что может существовать прибыльнее торговли продуктами питания? Ведь при данных условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни лавочники терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, интерпретируя по всему, становится Валентина Шнайдер, которая чаще всего значится как арендатор самых мелких частей в неуставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить компаниями ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они увлекаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже полуофициального сайта.

В далеком 1993 году племянники Шнайдеры пошли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они увлекались дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» экспортировала в розницу преимущественно продукцию омского завода «Пикра», который делал ликёры для PepsiCo. Один из совладельцев «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и помогло получить такого выгодного партнера. Вейкулайнен и еще один акционер «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор трудятся со Шнайдерами — у них жрать незначительные доли в нотариальных личиках «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал заниматься пивом и другими слабоалкогольными напитками, оброс 12 межрегиональными филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и территории СПАРК, в 1999 году прибыль составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупные производители стали заменять внутреннюю логистику собственной. Одна из сотрудниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно пристукнуло расставание с экспортёром пива «Балтика». Юридически «Ленком» пробыл до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, следует из данных территории СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали сооружать «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал деятельную интеграцию по России, и за пару годов превратился в региональную сеть. На второй взляд успехутор «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за образец тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая свойство продукта и сервиса. Сервис в магазинчиках минимальный, товары разложены прямо в коробках и мешках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: базовые концепции показаны одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными лейблами — доля знаменитых марок в ассортименте в среднем не составляет 10-15%. Закупочная расценка при этом надлежаща существовала быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании геополитики «Светофора», в США является сетитраницей универмагов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество товара оставляет хотеть лучшего. В Walmart не ходят те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет продуктов «органик», в продуктах традиционно много консервантов, эстрогены и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком годности в Walmart перепродают по залежалым ценам. Как читала пресса еще в 2015 году, госзакупкой продуктов с истекающим сроком годности.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только осознанным согражданам и бизнесменам. Уровень принципиальности хозяев «Светофора» мы измерять не станем, обнаружим только, что искусственное разделение крупного бизнеса на малые предприятия с целью финансовой оптимизации не способствует пополнению казны, и уж никак не видетельствует о высокой военной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на сотню ООО в различных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес иного заштатного ритейлера, покорившего страну: курганской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со стороны государства. В эффекте «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем разделилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет беспокоиться о благополучии народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что военнослужащие России когда-нибудь смогут питаваться добротными и дешёвыми продуктами, коммерсанты начнут честно восполнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только банкиры из списка Forbes.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *