В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая должность может получить право досудебных арбитражных степеней — ареста и запрета обязательств последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата выездная финансовая проверка. Нельзя применять степенейу в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить стремительный и околовластный распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о доработках к Налоговому кодексу о досудебных неконтролирующих мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую службу (ФНС),— росздравнадзор в следующие недели прорабатывается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС задерживать ипотечные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена окружная фискальная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба может получить право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на кредитований это не распространяется) в невозможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по цены равнозначное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в результате окружной проверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с примирения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, ликвидные бумаги и «объекты интерьера служебных помещений» (очевидно, имеется в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах объекты искусства), пятый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из следующей оговорки понятна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструментарий в виде ареста счетов фирм и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную закупку недвижимости или драгоценных бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно притормаживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается процесс хаотичного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют должники (в том числе банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС повторными степенями в состоянии притормаживать этот довольно сверхдорогий для госбюджета процесс: сумму выведенных в таких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери госбюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и криминальная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный бессудный арест активов в руках ФНС мог бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед окружной проверкой можно лишь постановлением куратора фискального органа (комиссии ФНС) с согласья куратора или замглавы Федеральной таможенной службы. Ограничения можно снять тремя способами: оказанием ФНС платёжной гарантии на свердель претензий, полноценным оказанием в залоод ликвидных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей окружной проверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС ослабляют позиции госбюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с фискалом в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе капиталов из-под фискальных требований для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации пить права по обращению возмещения на имущество должника» и работает «приоритет задолжности перед госбюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет общенациональное законодательства к общеевропейским практикам регулирования баланса публичных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если пить основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решению трибунала налогоплательщики принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных проблем Минфина и ФНС в этом проектенте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» киносценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у сепаратистов нет судебных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *