В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная служба можетесть принесать право повторных неконтролирующих мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата районная фискальная проверка. Нельзя использовать меру в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит задержать медленный и хаотичный распад компаний, которые перепроверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о досудебных досудебных мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную фискальную службу (ФНС),— документ в первые недели муссируется с экспертным обществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС задерживать депозитные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена внеплановая фискальная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница может принесать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в невозможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по затраты равнозначное предполагаемой свердели недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе районной проверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (спецоперации с активами возможны, но с согласия фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, ликвидные бумажки и «присмотры дизайна служебных помещений» (очевидно, существует в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах присмотры искусства), пятый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последней оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит страховщикам мгновенно задерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных притензий ФНС к корпорации запускается механизм бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют вкладчики (в том большинстве банки), акционеры и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в состоянии задерживать тот довольно дорогущий для бюджета механизм: свердель выведенных в таких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., утраты бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и полукриминальная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что всецелый бессудный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри должности и для сопротивления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права владельца перед внеплановой перепроверкой можно лишь решеньем куратора таможенного органа (комиссии ФНС) с несогласия куратора или замглавы Федеральной фискальной должности. Ограничения можно снять тремя способами: оказанием ФНС финансовой гарантии на сумму претензий, самодостаточным оказанием в залоод бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений других прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей районной проверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооды новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под финансовых требований для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации есть права по обращению возмещения на имущество должника» и воздействует «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет этническое судопроизводства к общеевропейским практикам регулирования баланса приватных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если кушать основание, ФНС обращается в Следственный исполком и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по постановлению суда страховщики принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из бесспорных задач Минфина и ФНС в этом проекте становится четкое разграничение «криминальных» и «деловых» фильмов в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у силовиков нет судебных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *