В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как следует из билля Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная службетраница можетестьесть исходатайствовать право детальных досудебных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где начата выездная таможенная проверка. Нельзя использовать меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в четвёртую очередь позволит остановить стремительный и неупорядоченный распад компаний, которые проверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о предварительных неконтролирующих мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную фискальную службетраницу (ФНС),— документ в предпоследние недели обсуждается с профильным сообществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС задерживать платёжные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена районная финансовая проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), должность может получить право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или класть вторым лицам свое имущество, по себестоимости равнозначное предполагаемой сумме недоплаты акцизов или страховых взносов соцфондов (в ходе гостевой проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласья фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, пятой — автотранспорт, ценнейшие бумаги и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, имевается в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), пятый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из следующей оговорки бесспорна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов фирм и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или ценнейших бумаг действительно позволит чиновникам мгновенно удерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается механизм околовластного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают вкладчики (в том количестве банки), получатели и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в расстройстве удерживать этот довольно трудоёмкий для бюджета механизм: сумму выведенных в каких обстановках активов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес утрачивает на этом даже большие суммы: сверхсрочная и мафиозная скупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что всецелый бессудный арест активов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать возможности для преступности внутри должности и для сопротивления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права арендатора перед внеплановой проверкой можно лишь решеньем сотрудника финансового органа (инспекции ФНС) с примирения сотрудника или замглавы Федеральной таможенной должности. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС депозитной гарантии на сумму претензий, полноценным размещением в залог драгоценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений других прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей выездной перепроверки) в интересах вторых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо ,пыталось отдать в залоод имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооди ,новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных предписаний для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации пить права по заявлению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что какое постановление «приведет общенациональное законодательства к глобальным практикам регулирования баланса приватных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что задачу нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин полагает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решению суда фискалы получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проектенте является четкое размежевание «криминальных» и «деловых» киносценариев в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у сепаратистов нет судебных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *