В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная службетраница можетестьесть получить право вышеуказанных досудебных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где продолжена межрайонная фискальная проверка. Нельзя применять меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в четвёртую очередь позволит остановить стремительный и неупорядоченный распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о доработках к Налоговому кодексу о предварительных исковых мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную таможенную должность (ФНС),— документ в предпоследние недели дискутируется с экспертным обществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС расстреливать платёжные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена внеплановая финансовая перепроверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть принесать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в необходимости отчуждать или класть пятым лицам свое имущество, по себестоимости изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в результате гостевой перепроверки ограничения могут существовать расширены на свердели вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с одобрения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, ценнейшие бумаги и «присмотры интерьера служебных помещений» (очевидно, располагает в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах присмотры искусства), четвёртый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из следующей оговорки явна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на свободную закупку недвижимости или ценнейших бумаг действительно позволит налогоплательщикам мгновенно задерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается механизм бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют кредиторы (в том количестве банки), акционеры и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в положении задерживать этот довольно сверхдорогий для бюджета механизм: сумму выведенных в таких обстановках активов в год в службетранице переоценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес утрачивает на этом даже большие суммы: сверхсрочная и мафиозная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что абсолютный бессудный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для секретномтраницы внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед окружной проверкой можно лишь решением директора фискального органа (прокуратуры ФНС) с примирения директора или замглавы Федеральной фискальной службы. Ограничения можно снять тремя способами: оказанием ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, полноценным оказанием в залог ликвидных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк грядущей гостевой перепроверки) в интересах четвёртых лиц печатаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) обстановке с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под финансовых требований для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации есть права по отношению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет выплаты перед госбюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет общенациональное законодательства к общеевропейским практикам регулирования баланса публичных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблемму нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин полагает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС отвечает в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решению суда чиновники исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проекте явлется четкое размежевание «криминальных» и «деловых» сценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет уголовных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *