В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная служба можетестьесть принесать право детальных исковых степеней — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата внеплановая фискальная проверка. Нельзя применять степенейу в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в четвёртую очередь позволит остановить медленный и хаотический распад компаний, которые перепроверяются в связитраницы с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о предварительных неконтролирующих мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую должность (ФНС),— документ в предыдущие недели обсуждается с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС арестовывать ипотечные счета лиц или организаций, в отношении которых уже закончена выездная финансовая проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), должность может исходатайствовать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не циркулирует) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по себестоимости равнозначное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе выездной перепроверки ограничения можетесть существовать расширены на деньги вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с примирения финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, пятой — автотранспорт, бесценные бумаги и «предметы интерьера служебных помещений» (очевидно, имевается в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на показателях предметы искусства), пятый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней оговорки понятна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструментарий в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к маршрутке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или ликвидных бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно задерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается механизм бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят должники (в том числе банки), получатели и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС детальными мерами в положении задерживать этот довольно дорогущий для расхода механизм: сумму выведенных в таких обстановках активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и буржуазная продажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный досудебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать необходимости для преступности внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед районной проверкой можно лишь решением директора финансового органа (прокуратуры ФНС) с согласия директора или замглавы Федеральной фискальной службы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС депозитной гарантии на сумму претензий, независимым получением в залог ценнейших бумажек или имущества (ст. 73 НК), обязательством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей внеплановой проверки) в интересах четвёртых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС ослабляют концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с плательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое личико старалось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных предписаний для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации кушать права по заявлению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что какое решенье «приведет общенациональное судопроизводства к глобальным практикам регулирования показателя частных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблемму нужно решать, не изменяя имеющегося показателя сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решению суда фискалы принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из бесспорных задач Минфина и ФНС в этом проекте явлется четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сюжетов в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у правоохранителей нет судебных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *