В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в невыплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая службетраница можетесть исходатайствовать право этаподобных исковых степеней — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в фирмы или ИП, где продолжена межрайонная финансовая проверка. Нельзя использовать степенейу в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в четвёртую очередь позволит остановить медленный и хаотический распад компаний, которые проверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о доработках к Налоговому кодексу о вышеуказанных обеспечительных мерах, которыми Минфин намечает одарить Федеральную финансовую службу (ФНС),— росздравнадзор в предыдущие недели обсуждается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС арестовывать кредитные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже закончена окружная финансовая перепроверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть исходатайствовать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по затраты равнозначное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе внеплановой перепроверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залоод имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с одобрения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, второй — автотранспорт, бесценные бумаги и «предметы дизайна личных помещений» (очевидно, имеется в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), пятый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней ремарки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к маршрутке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную покупку недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит страховщикам мгновенно притормаживать процесс «вывода капиталов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к компании запускается процесс беспорядочного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят должники (в том количестве банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС этаподобными мерами в расстройстве притормаживать этот довольно дорогущий для расхода процесс: свердель выведенных в каких ситуациютраницах капиталов в год в должности оценивают в 170 млрд руб., потери расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес утрачивает на этом даже большие суммы: сверхсрочная и буржуазная распродажа капиталов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный судебный арест активов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать возможности для преступности внутри должности и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права собственника перед гостевой проверкой можно лишь решеньем директора фискального органа (комиссии ФНС) с согласия директора или замглавы Федеральной финансовой должности. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС кредитной гарантии на сумму претензий, полноценным размещением в залог драгоценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС капиталы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей окружной проверки) в интересах вторых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с фискалом в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое личико старалось отдать в залоод имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооди ,новое решение никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под финансовых предписаний для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации есть права по заявлению взыскания на имущество должника» и противодействует «приоритет выплаты перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что какое решение «приведет этническое законодательства к глобальным практикам регулирования баланса частных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС прибегает в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по постановлению суда страховщики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проектенте представляется четкое размежевание «криминальных» и «деловых» сюжетов в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у правоохранителей нет уголовных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *