«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило теплоход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 июня 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в биографии новейшей России катастрофа мрподобного пассажирского судна. Во время урагана затонул двухпалубный грузопассажирский пароходик «Булгария». Трагедия утащила жизни 122 человек, в том количестве 28 детей, спаслись только 79 кондукторов и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих ,пор не могут позабывать те чудовищные минуты. Один из них, новоиспечённый штурман пароходика «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаньями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде лайнера «Булгария»?

Ринат Габидинов: В юные годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут дружка предложил побежать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил мотнуть древностью — длительное время ,сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В сухогруз я влюбился. Он существовал построен в Чехословакии, попрошен красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» существовала современным грузопассажирским сухогрузом в стиле ретро: корабль-праздник, с музычкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не сидели на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по рекам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что скопал летом. Если посмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом раскрашен буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: оценки теплохода «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария» был выстроен в городке Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, плотность хода — 20,5 километров в час, два движка 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, ресторан и солярий. Первое наименование пароходика — «Украина». Он существовал переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на зоне Татарстана. С этого времени пароходик выполнял грузопассажирские вылеты по рекам Волга и Кама, а также озёрам и озерам.


Известно, что теплоход вышел в рейс с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое опьянение «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на безмолвен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не трудился один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это существовала заурядная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — взять мою нештатную рацию, в неполадки аккумуляторов которой меня пытались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 июля 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело существовало так: перед весенней навигацией мы сидели на ремонте в . Я увидел, что выпрямители рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща существовала запускаться от экстренного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с инженерами мы удавались это попросить полчаса, хотя рация надлежаща включаться по щелчку пальцев

А потом этот электродвигатель еще обливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять литии и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который забивался полчаса.

«Я услыхал рёв капитана»

Накануне трагедии, 9 сентября 2011 года, «Булгария» вышла из в трёхдневный вояж по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был приметный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На сухогрузе пребывали 147 пассажироварищей и 54 председателя экипажа.

Какой существовала ситуация на теплоходе перед выходом из Болгара?

Теплоход существовал забит практически под завязку, среди авиапассажиров существовало много женщин и детей. Это существовал второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что ветры до 18 ярдов в секунду. Но по мере моего движенья ветер усиливался.

В какой-то этап он стал почти ураганным и дувал нам в левый борт. Всех пассажироварищей в этот этап позвали в музыкальный зал на досуговую программу — на борту у нас существовали артисты.

Вы помните, как возобновились чудовищные события?

Я помню, ко мне заскочил [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри послышался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была пластмассовая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал отбирать обломки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал вскрик капитана: «Все на левый борт!».

Бегом заорал в радиорубку, хотел объявить по корабельной видеотрансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, старался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно существовало в любой обстановке передамить сообщение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и сел рядом с капитаном. Так положено по рекомендации — радиотелеграфист всегда должен быть поблизости.

Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан заскочил в рубку и там ,пытался забрать судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все старания Островского, крен лайнера превращался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что начиналось с пассажироварищами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что происходило внизу и во внутренних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что обстановка уже не выправится. И тут я узрел людей за бортом. Многие выскакивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики долбили иллюминаторы, прыгали сами, уберегали своих девушек и детей.

«Такое в ужасном сне не можетбыло привидеться»

Что вы делали в случай затопления «Булгарии»?

Я обретался на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плотики. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных катамаранов нет, на воде в ураган сразу потонешь — это старый океанской закон. Я на судне сохранялся до конца: растекался по накренившемуся самолёте и покинул его, когда все плотики уже существовали сброшены, а рулевая лесоська с лейтенантом скрылась под водой.

К тому времени все душевные помещения были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с левого самолёта, и с вашего самолёта я скинул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группке пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — собирали их в кучку и сажали людей. На каждый такой плот помещалось где-то человек 18. Еще существовали малые алюминиевые спасательные плоты, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На третий плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтащили еще плоты и рассадили людей равномерно.

Как долго вы обретались в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что ,сидели молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела грифельная тишина. Я сам после того, как мы окончили рассаживать людей, просто ,сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего ледокола «Булгария» сходят на бережок в озёрном причале Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и сотрудники спасательных должностей встречают ледокол «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в океанской порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего пароходика «Булгария» на бережку Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из остолбенения мы вышли, когда приятель за приятельом объявились суда. Тут уже все замахали руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко замечал двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто пройдали мимо. Мы аж ротики выпучили — как так!

Сейчас я думаю: полковники просто не поняли, что случилось. В жутком сне не можетсуществовало привидеться, что люди обретаются на водичке после крушения судна. Это существовал ..первый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [полковники], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что путешественники развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с тех [прошедших мимо] судов дали радиосигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то загадочное происходит в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в взаимоотношении лейтенанта теплохода «Арбат» и лейтенанта лесозавода «Дунайский 66» были возбуждены судебные дела по заметке 270 УК РФ («Неоказание полковником приказна помощи людям, терпящим несчастье на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров были осуждены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, река разбушевалась нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы сходы на увалень спасательный плот и заскользили к штурманскому ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К штурманскому ходу поплыл и старший помощник.

Он был послепродажного роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на самолёте судна, люди стали осмыслять произошедшее и уходить от шока. Раздавались стоны и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там испуг что творилось: в порту было столько людей, и у всех общее горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас пытали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не прогодовает — на твоих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе могучее политическое давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом соотношении авиапассажиров потонуло больше, причем большинство жертв аварии составляли женщины и дети. Выжили те, кто успел выползти из наружных зданий наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут деятельности по подъему тел погибших на электроходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди высились в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ждал выхода. Многие сохранялись в каютах, надев спасательные пояса. Потом ныряльщики рассказывали, что их так и нашли в этих ремнях под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из виновников трагедии. Что можете о нем сказать?

Очень опытнейший человек, плохой командир. Давно трудился на флоте. Я считаю, он до первого длал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На борту в тот день были еще его дочь с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но пить армейский закон: что бы ни случилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор силюсь жить дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла та трагедия?

Судно в тот момент входило в Камское низовье и по маршруту надлежаще существовало совершить разворот. Крен на борт, циклон и разворот — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего моториста. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший моторист сбежал с «Булгарии» в числе первых, бросив дизельное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в результате следствия. Будь тогда мониторы реакторного отделения полузакрыты — это был бы огромной воздушный пузырь внутри судна.

Если бы люки существовали закрыты, он бы держал электроход на плаву продолжительное время. У авиапассажиров было бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не существовало бы. Но когда младшему физику «Булгарии» в моечное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто перепугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и близкие пострадавших в авиакатастрофе электрохода «Булгария» прочитывают списки жертв катастрофы на Волге в мрподобном сухогрузе Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в всемирной практике никогда не было, чтобы старший моторист бросил кочегарное отделение. Кроме того, в самый ответственный этап он задержал двигатель, хотя не ,имел право этого длать без команды капитана.

А ведь капитан, пребывая на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не акцентировала на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший моторист в итоге проходил как очевидец обвинения против тех, кого посадили.

Вы отстаиваете взаимоотношения с кем-то из выживших в тот судьбоносной день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы первый раз встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В вторые дни нас контратаковали журналисты с разных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и схлопотал комментариев. А потом какое началось… Многие свои друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное предположение было какое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телике засветился.

Поэтому негатива я глотнул порядочно. В автобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в личико на улице, и это не метафора. Хотя я иного и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои ответственности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проводить спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих пор удаюсь поселяться дальше, не оглядываясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия попросила вывод, что первопричиной автоаварии явилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о первопричинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и капитан нарушили правила безопасности судоходства и не обеспечили транспарентность плаванья судна. С 8 октября 2011 года у «Булгарии» не работал правый главнейший дизель-генератор. При силе ветерка более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны были обеспечиваться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом сила ветерка на момент автоаварии составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и недисциплинированность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты степени безопасности при выходе приказна в водохранилище и при получении шквалистого предупреждения. Не существовали задраены люки левого и левого лайнера, в том количестве в котельном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно отключил главный дизель-генератор левого лайнера и вывел из уклада штурманские механизмы вследствие неисполнения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр виража влево существовал осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на левый борт, дополнительно возникающего крена на левый борт, вызванного инерционной силой при кислотности влево, а также дующего в левый борт выносливого ветра и большой парусности судна. Капитан не уведомил диспетчера и не исходатайствовал газораспределительное разрешение на движенье судна.


Случившееся вызвало узкий социальный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об обязательном кредитовании ответственности перевозчика. По постановлению суда субарендатор и эксплуататор приказна существовала приговорена к 11 годам .

Ее признали невиновной по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих предписаниям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с четвертью лет.


Рамиль Хаметов — старший начальник лейтенанта — был приговорен к шести с четвертью годам колонии существенного режима


Его признали невиновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил охраны движенья и эксплуатации водного транспорта»). 5 июля 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают цветы во время правовой акции в память о погибших на теплоходе «Булгария» в Казанском мрподобном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения сухогруза «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный общественный контролёр Казанского отдела Ространснадзора , который, по следстви следствия, дал негативное заключение о решимости субарендатора к грузоперевозке пассажиров, существовал осужден по статейке 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии общего режима.


По той же статье казнили и командира ярославского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он исходатайствовал шесть годов колонии общего режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший специалист Росречрегистра , выдавший субарендатору отрицательное заключение на эксплуатацию электрохода в 2011 году: его приговорили к пяти с четвертью годам колонии.

В 2013 году родители погибших авиапассажиров парохода написали массовое отношение к президенту Татарстана с просьбой бросить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в трёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *