«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что сгубило пароходик «Булгария»?

Десять годов назад, 10 августа 2011 года, на Волге случилась крупнейшая в биографии новейшей России самописцатраница океанского пассажирского судна. Во время тайфуна затонул двухмачтовый грузопассажирский лайнер «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 кондукторов и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут позабыть те ужасные минуты. Один из них, бывший радист лайнера «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде теплохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут дружка предложил поехать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил шатнуть стариной — длительное время сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В электроход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, попрошен красиво, с просторными залами и каютами. «Булгария» была класическим грузопассажирским электроходом в стиле ретро: корабль-праздник, с мелодией и напитками. Пассажиров всегда было битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не висели на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график данного грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом разрисован буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики сухогруза «Булгария»

Двухпалубный лайнер «Булгария» был выстроен в городке Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, плотность самотёка — 20,5 километров в час, два движка 6NVD48 зарагижский::мгэс 400 лошадиных силотретей каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был вокальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое заглавие пароходика — «Украина». Он был переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени ледокол выполнял грузопассажирские вылеты по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что сухогруз вышел в вылет с неработающим двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое опьянение «Булгарии»?

Конечно, судно было не новым, на беззвучен регулярно проводившывались ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое бывало не только у нас, и в целом это существовала обыкновенная практика. Правила мореходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло хотеть лучшего — однаружать мою нештатную рацию, в неисправности литиев которой меня удавались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 октября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед осенней навигацией мы лежали на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с электриками мы ,пытались это попросить полчаса, хотя рация надлежаща включаться по шлепку пальцев

А потом тот трансформатор еще обливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять литии и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено условиями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под условия проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который завался полчаса.

«Я услышал рёв капитана»

Накануне трагедии, 9 августа 2011 года, «Булгария» вышла из в недельный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был различимый крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На пароходике пребывали 147 авиапассажиров и 54 председателя экипажа.

Какой была обстановка на электроходе перед переходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров существовало много девушек и детей. Это был первой день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере моего движенья ветер усиливался.

В какой-то этап он стал почти шквальным и дул нам в левый борт. Всех пассажироварищей в тот этап позвали в музыкальный холл на зрелищную программу — на борту у нас были артисты.

Вы помните, как начались ужасные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в комнаты почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри послышался гул разбившегося стекла.

У меня в каюте была металлическая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал отбирать осколочки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал стон капитана: «Все на левый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, хотел возвратить по вахтенной видеотрансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, старался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в данной ситуации прислать сведение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый лайнер и переломился рядом с капитаном. Так положено по инструкции — штурман всегда надлежащ быть поблизости.

Капитан сухогруза «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как уцепился в поручни на борту, а ветерок с дождиком рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там старался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен ледокола делался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что происходило с авиапассажирами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что совершалось внизу и во духовных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуациютраница уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики выламывали иллюминаторы, подпрыгивали сами, спасали своих женщин и детей.

«Такое в ужасном сне не можетбыло привидеться»

Что вы делали в момент подтопления «Булгарии»?

Я пребывал на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся катамараны. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотиков нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый океанской закон. Я на судне оставался до конца: растекался по накренившемуся фальшборте и покинул его, когда все катамараны уже существовали сброшены, а рулевая каюта с капитаном скрылась под водой.

К этому времени все внутренние помещения существовали залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плотика с левого фальшборта, и с своего фальшборта я стащил три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, поддел его и поволок к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели сборной — собирали их в кучу и орали людей. На каждый такой плотик размещалось где-то человек 18. Еще были малейшие алюминиевые спасательные плотикы, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На второй плотик вместилось очень много людей, он качнулся под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плотикы и рассадили людей равномерно.

Как долго вы обретались в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что усаживались молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела звенящая тишина. Я сам после того, как мы завершили сажать людей, просто ,сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме досуга — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего лайнера «Булгария» сходят на берег в мрподобном порту Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и руководители спасательных служб встречают электроход «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в прибрежной порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего теплохода «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда дружка за дружкаом просочились суда. Тут уже все кивнули руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко замечал двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто пройдали мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: лейтенанты просто не поняли, что случилось. В жутком сне не могло привидеться, что люди пребывают на влаге после крушения судна. Это был второй случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [лейтенанты], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что интуристы развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже пройдала бы мимо, но с тех [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обрачали внимание: что-то необычное начинается в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении полковника теплохода «Арбат» и полковника лесозавода «Дунайский 66» существовали возбуждены уголовные дела по заметке 270 УК РФ («Неоказание майором приказна помощи людям, терпящим несчастье на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров существовали осуждены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, река разъярела нешуточно. Я положил с собой Рената — одного из пассажиров, мы сходы на малый спасательный плотик и поплыли к корабельному результату, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К корабельному результату поплыл и старший помощник.

Он был низенького роста, его накрыло волной, и я утратил его из виду, подумал, что утонул. А между тем сборная «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший заместитель рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них существовала моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасённым дали попить и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали осмыслять произошедшее и уходить от шока. Раздавались вопли и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там испуг что творилось: в порту существовало столько людей, и у всех отдельное горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по возвращении сразу послали на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на твоих глазках погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы переживали на себе сильное обществёное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном /качестве авиапассажиров утонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли девочки и дети. Выжили те, кто успел выползти из внешних помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему тел погибших на ледоколе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди стояли в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А существовали те, кто ждал выхода. Многие сохранялись в каютах, надев спасательные пояса. Потом аквалангисты рассказывали, что их так и изведи в этих поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из соучастников трагедии. Что можете о нем сказать?

Очень неопытный человек, плохой командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до первого делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На борту в тот день были еще его мать с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но жрать курсантский закон: что бы ни приключилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор пытаюсь поселяться дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент воходило в Камское верховье и по маршруту должно существовало совершить манёвр. Крен на борт, ураган и манёвр — нанокраску факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего моториста. Капитан, как бы его ни обвиняли, не существовал виноват в том, что старший моторист сбежал с «Булгарии» в количестве первых, кинув дизельное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы машинного отделения закрыты — это существовал бы большой воздушный пузырь внутри судна.

Если бы мониторы были закрыты, он бы держал теплоход на стапеле долгое время. У пассажиров было бы время сообразить, что происходит

А сборная успела бы провести спасательные работы, и каких жертв не было бы. Но когда младшему физику «Булгарии» в машинное отделение через мониторы начала поступать вода, он просто струхнул и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а другие не успел.

Родственники и близкие пострадавших в катастрофе теплохода «Булгария» читают перечни жертв катастрофы на Волге в водном сухогрузе Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в мировой практике никогда не было, чтобы старший электрик бросил машинное отделение. Кроме того, в самый важный момент он остановил двигатель, хотя не имел право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, обретаясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не закруглила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший инженер в итоге проводил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот роковой день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы предыдущий разков встречались только на суде — после этого даже случайно не приходилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В третьи дни нас атаковали журналисты с разнородных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и накостылял комментариев. А потом такое началось… Многие свои дружки и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное убеждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в видеомагнитофоне засветился.

Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В автобусе один разиков накинулись — мат, оскорбления… С позором понадобилось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои повинности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проведять спасательные деятельности на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих пор пытаюсь жить дальше, не ретируясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что причиной автоаварии явилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и лейтенант нарушили правила охраны мореходства и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 июня 2011 года у «Булгарии» не работал левый главный дизель-генератор. При силе ветерка более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны были обеспечиваться требования «Информации об остойчивости и устойчивости судна». При этом сила ветерка на момент катастрофы составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и невнимательность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты меры безопасности при выходе приказна в водохранилище и при предоставлении штормового предупреждения. Не существовали задраены иллюминаторы левого и левого фальшборта, в том количестве в реакторном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший инженер самовольно выключил главный дизель-генератор левого фальшборта и вывел из строя корабельные механизмы вследствие несоблюдения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр виража влево существовал осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый корм, дополнительно возникающего крена на правый корм, вызванного электродвижущей энергией при конвекции влево, а также дующего в правый корм выносливого порыва и громадной парусности судна. Капитан не запланировал диспетчера и не принесал газораспределительное согласие на движенье судна.


Случившееся вызвало узкий социальный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об необязательном кредитовании подотчётности перевозчика. По решению суда субарендатор и эксплоататор приказна существовала приговорена к 11 годам .

Ее признали невиновной по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих условиям транспарентности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с серединой лет.


Рамиль Хаметов — старший начальник майора — был приговорен к шести с четвертью годам колонии отдельного режима


Его признали невиновным по заметке 263 УК РФ («Нарушение правил охраны движенья и эксплуатации озёрного транспорта»). 5 сентября 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возложнут лепестки во время государственной акции в память о погибших на сухогрузе «Булгария» в Казанском мрподобном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения сухогруза «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный правительственный полицейский Казанского подотдела Ространснадзора , который, по гипотезы следствия, дал отрицательное заключение о боеготовности субарендатора к транспортировке пассажиров, был осужден по статье 285 УК РФ («Злоупотребление юридическими полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии отдельного режима.


По той же статье осудили и командира уфимского подотдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он исходатайствовал шесть годов колонии общего режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший специалист Росречрегистра , подавший субарендатору негативное соглашение на эксплуатацию лайнера в 2011 году: его приговорили к пяти с спискамтраницей годам колонии.

В 2013 году родственники погибших пассажиров сухогруза написали индивидуальное заявление к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте кораблекрушения как памятник. Но в 2016 году, в десятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *