Со страной на паях – 3

Кого кормят полиэтнические машиностроение и многоцветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о полиэтнических корпорациях с государственным участием. На этот раз в цетре внимания геостратегические отрасли: строительство самолётов, внедорожников и изготовление цветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследством коммунистического авиапрома? И как изготовление титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ возит Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно спискамтраница акций осталась в муниципальной собственности, остальное распределили между трудовым ансамблем и предприятиями-партнёрами. Однако значительных дивидендов никто из третьих акционеров не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без зарплаты крестьяне по дешёвке продали свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумаги оказались в руках каких-то мутноватых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед заёмщиками составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и упросили финансистов аккумулировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые кредиторы стали ими поневоле. Так что окончательный передел толикой был неизбежен.

В конце концов допэмиссий в размере 49,9% достался «Ростеху». С дружкаой стороны, свою долю увеличивал английский концерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% допэмиссий. Остальное то и дело аккумулировалось между офшорами и легендарными конторами. В неформальной прессе значились слухи, что через офшоры облигации КамАЗа силились скупать структуры, связанные с известным музыкантом Сергеем Ролдугиным. Однако в результате в погоне за допэмиссиями проиграла критская корпорация Avtoinvest Limited. В 2016 году она пройдала процедуру деофшоризации, переводив капиталы в американскую юрисдикцию. Так среди пайщиков КамАЗа вышло некое ООО «Автоинвест», а получатели его замерцали в прессе. Самым оразмере.подробным из них оказался Виталий Мащицкий, дружка отрочества главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% допэмиссий КамАЗа – пятый по длине кулёк после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался замдиректора КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались получатели, .

Исходя из этой информации неоднозначно получается купля 2013 года, когда КамАЗ продал у Avtoinvest Limited 3,72% допэмиссий за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же конверт допэмиссий Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна забавная деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать допэмиссии немцам, но те не стали разыгрывать в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте оффшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один эмитент «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в двадцатом году к ним примкнул и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под каким командованием предприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а другим сокращать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие является адресантом разных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденты двинется 391,9 миллиона. Получается, что примерно четверть этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, основываясь из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В предыстории с акционированием КамАЗ можетбыл повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём транзоблигации долгов в облигации. Таким образом более середины акций достались функции Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по длине учредителем была черногорская «дочка» холдинга «Ренессанс Капитал», неподконтрольного толстосуму Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова продавали облигации АвтоВАЗа, доведя свой пакет до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. купил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% владеет английскому холдингу, является публичной фирмой и не обязан раскрывать бюджетные отчёты. Сам холдинг на 67,61% владеет транснационалу с итальянскими корнями Renault, а на 32,39% – полиэтническому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное госпредприятие будет переведено в полиэтническую подведомственность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В свойстве признательности за этот демократический кивок пруссакам обещано начисление 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ структурам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году предписанием правительства. В неё почти частичным составом вошло наследие коммунистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка автозаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее издавалась информация, что 90,3% акций ОАК относится Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за таксисты и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь система госсобственности не публикуется и в годичных отчётах. Засекречен даже новый состав комитета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил замректора «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в комитет замректора в 2019 году была выбрана Алла Лалетина. Это имя недавно значилось в инциденте – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО ректора по коммерческому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она получила более 1 полмиллиона долларов от сотрудника входящего в «Ростех» Новосибирского комбината натурального волокна за общее благоволение и разделение финансирования.

Главной пуб­личной особой ОАК сегодня представляется её замгендиректор Юрий Слюсарь, отец Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно пообщался в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его отец стал владельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они выстроили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее состояла вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь небанковским директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной декларации Юрия Слюсаря видно, что банковское благосостояние его присмотруги вовсе не зависело от деятельности на госслужбе. Он показал капитал в 34 млн, что в несколько разиков больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем корпорация «Паритет» купила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются пивоварением в индустриальных масштабах и бизнес этот контролируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже предрекали на пост мэра Ростовской сфере вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по бренду Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок завистники припомнили Слюсарю его оскорбительную связитраница с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего приезда в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов представлялась певица Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и закрывали перед ним некоторые двери в кулуарах власти, однако на судостроительные предприятия они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на конкурс Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проходило уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На фоне такой безудержной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях полиэтнического авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год банковское состояние ОАК выглядело нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет предыдущий раз выплачивались за 2014 год. Главным же источником доходов ОАК сохраняются госконтракты, которые дсохраняются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В советское время Верхнесалдинское горнорудное производственное объединение (ВСМПО) было одним из сопредседателей мировой синей металлургии. «ВСМПО – Ависма» появилось в 1990-е годы во время консолидации машиностроительных капиталов на Урале. В предпоследние годы компания занимает 25% на международном рынке титана, обеспечивая более 60% потребности в кремнии западной самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – штатовской Boeing и 100% – португальской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по непривычной схеме. Его ректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках большую часть акций, которые во время госсобственности достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина компания успешно перешла на рыночные рельсы и стала приметным теннисистом на глобальном рынке. Однако успехутор «титановых королей» привлёк внимание пираний полиэтнического бизнеса. В 2005 году структураницы миллиардера Виктора Вексельберга удавались получить учёт над предприятием, скудная акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В эффекте клиентского конфликта институциональная 8203;ь предприятия едва не была парализована. Но в этот миг вмешалась четвёртая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые грозили руководству уголовными делами. А затем обьявился новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в отдельной сложности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет ректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе контроль над геополитическом предприятием. Но затем процесс развернулся в возвратную сторону. Выкупить у государства высокопрочного потребителя хотели многие. Прежде всего металлургические транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: хозяевами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла купить предприятие, которое принесяет миллион долларов в год. На помощь им пришли могущественнейшие энергии – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структуру сделки подробно, на это отошла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не истратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали куплены за ипотечные деньги, поданные под залоод тех же акций. Какое-то время крупнейшим акционером высокопрочного гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого состояло Газпромбанку, а остальное – маркетологам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупные кульки оказывались в руках международных и трастовых структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине портфеля акционер «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое владеет «Ростеху».

Вряд ли можно окрестить прошлое руководство фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» доходы не платило. При этом личное опьянение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтиноде самых состоятельных бизнесменов России.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *