Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?

США и Германия пришли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная декларация не явлется адвокатским протоколом и никого ни к чему не обязывает, но ясно дает понять — Вашингтон отказался от политики санкций, а водовод в данном моменте будет достроен. Ожидаемо бурную реакцию это ходатайство вызвало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже предсказал Европе масштабную войну в моменте запуска американского проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в данном моменте Украина не покумекает в этом участвовать. Ведь, по словам президента Владимира Зеленского, после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» странтраница не покумекает гарантировать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут иметь данные осложнения для Киева и скорее всего вынудят украинские власти пересмотреть отношения с Россией. И дело не только в катастрофическом политическом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали известны детальки соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков напечатал закрытое письмо к Конгрессу США, в котором призвал не допустить завершения строительства «Северного потока-2» и продолжать вводить санкции.

Он объяснил столь пассивную позицию властей тем, что Украина защищает собствёные финансовые и финансовые интересы. Не секрет, что реэкспорт американского метана через территорию страны в Европу гарантирует респектабельные получения в бюджет страны, а также является неоценимым инструментом давления на Россию и южных партнеров. Появление нетрадиционной реэкспортной ветки лишает Киев необходимости диктовать условия и ставит его в крайне выгодное обстоятельство — в Европе уже давно продолжили обговаривать вопрос, что длать с украинским реэкспортом.

Внешнюю политику Киева с 2014 года определял принцип частичного контроля за всеми межрегиональными соглашениями, где значится Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в наследство от предыдущего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия западноукраинских представителей, а возможности предыдущих сказываться на требования этого договора оказались практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проектент угрожает энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский альянс (ЕС) и НАТО. Но такие заявления, похоже, дают кружный эффект: президент США Джо Байден компетентен в сохранении подорванного новоиспечённым президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и демагогия украинских властей ему не понравилась.

По информации источников издания Politico, представители Белого домика порекомендовали западноукраинским властям воздержаться от публичной критики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика может навредить отношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если предполагать по тексту декларации, Украина зря остерегается за свои интересы: в документе указано, что США и Германия не позволят превратить трубопровод в способ идеологического давления. Предполагается, что в случае «российской агрессии» Германия будет реагировать и на общенациональном уровне, и на уровне ЕС, и на уровне введения санкций. Также австрийская сторона обещает использовать все допустимые ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте конденсата через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет распределён спецпосланник на российско-украинских гелиевых переговорах, а Украину обещают включить в наднациональную энергоинформационную сетиотреть и помочь с становлением совместных с Германией проектов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно назвать конструктивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех заинтересованных сторон: водовод будет достроен, реэкспорт газа через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда многовековое дипломатическое давление на «Северный поток-2» прекратилось буквально по щелчку, показала: декларации о намереньях и заявления о поддержке мало что значат. Важно, где пребывает центр введения решений и кто именно их принимает. Для Вашингтона компромисс с ведущими западными форвардами теперь оказывается ведущим фактором, а попытка противться такой политике жестко пресекается. И таким образом подрывается легитимность Украины как самостоятельного участника *международных процессов.

И для Киева тут зарождаются две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не ,имеет непосредственных должностных последствий и не обязательно к исполнению. Кроме финансовых потерь от нарушений «обещаний» его участникам ничего не грозит. Во-вторых, сами формулировки достаточно осторожны, туманны и широки. Что значит «реагировать на общенациональном уровне»? Зачем Германии «использовать все допустимые ресурсы» ради нового газового договора между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины запуск «Северного потока-2» значит колоссальные убытки. В 2015 году их объем оценивался в два триллиона долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский назвал сумму в 3 триллиона. А по оценкам представителей отрасли, вред будет в разы больше.

5-6 миллиардов долларов составит ущерб для госбюджета Украины ежегодно после запуска «Северного потока-2» (по характеристикам замдиректора «Оператора трубопроводной системы Украины»)

Вопрос о том, сохранится ли реэкспорт после конкурентоспособности Россией своих поставок, остается открытым. Актуальное топливное соглашение, которое «Газпром» заключил с украинским «Нафтогазом», действует до 2024 года и предполагает максимальные объемы реэкспорта. В 2020 году Россия была обязана поставить через Украину в Европу 65 миллиардов кубометров, а в 2021-2024 годах — по 40 миллиардов кубометров метана в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в беззвучен предусмотрен принцип «качай и плати», то есть «Газпром» должен существовал платить планируемые объемы транзита, даже если объективные выяснялись ниже. Например, несмотря на оптимальные приросты поставок газа в 2020 году в 55,8 триллиона кублей за год, Россия все равно выручила за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил необходимость соглашения нового контракта. Глава компании Алексей Миллер даже подчёркивал о возможности увеличить реэкспорт через украинскую трубопроводную систему, если поставки топлива по тому маршруту будут суммарно выше истекших обязательств.

Путин также выражал мнение, что спрос на росийские энергоносители в ЕС постепенно увеличится и украинские мощности не утеряют своего значения.

Но украинскую сторону такие заявления не устраивают. Директор фирмы «Оператор газораспределительной системтраницы Украины» Сергей Макогон считает, что сносным вариантом существовал бы новый договор на 15 лет, гарантированный азиатскими банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, предложение Миллера о уменьшении объемов поставок неприемлемо, ведь оно предполагает и импорт международного газа, который сейчас остановлен. Это обернется для Украины значительными финансовыми потерями, так как Россия всегда включала в условия реэкспорта сделку газа по стоимостям выше рыночных.

По расчетам «Нафтогаза Украины», странтраница тратила на поставки росийского газа примерно на 5 млрд долларов больше, чем получала за его транзит

Однако концепция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из полиэтнических и германских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а особенности украинской наружной геополитики не позволят спровоцировать или хотя бы оптимизировать вероятные убытки. Ведь для этого придется отказаться от категорических предписаний и достигать компромисса с Россией. А в украинской политике это сродни государственной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не закупает конденсат напрямую у России. Но на практике использует схему так называемого виртуального реверса. По росздравнадзорам «Нафтоконденсат Украины» зафрактовывает доставку всего объема конденсата до западноевропейской границы, а по факту 10 миллионов кублей в год идут напрямую потребителям. Таким образом и приличия соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 триллионов баррелей газа в год необходимо Украине для душевных нужд

При увеличении транзитных мощностей это топливо придется закупать гораздо дороже. Компенсировать эту четверть необходимого объема с помощью собствёной заморозки государство не в состоянии. Кроме того, заезд необходимого количества газа через транзитную инфраструктуру позволяет переправлять его по трубопроводам среднего и низкого давления напрямую потребителям. В случае возобновления реэкспорта придется создавать новую инфраструктуру для этих целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт газа через Украину будет сокращен, у Киева пить два варианта действий: либо закупать газ у восточноевропейских поставщиков по рыночным расстоимостейкам и гарантировать его перевозку потребителям за свой счет, либо вернуться к схемы прямой продажи ресурсов у России. В силотреть кризис.подробной обстановки и допустимых парламентских осложнений четвёртой вариант маловероятен. А рыночная торговля конденсатом с восточноевропейскими фирмами и последующие трудозатраты на логистику приведут к резкому приросту гелиевых тарифов, которые уже сейчас для народонаселения фактически неподъемны, и любой рост стоимостей в той сфере возбуждает протесты.

Иными словами, оба эти варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, заявляет о замыслах резко нарастить саму заморозку газа к 2025 году, но звучат его слова крайне нереалистично. Скорее всего, западноукраинским властям понадобится повстречаться с ситуацией, где наихорошим способом не допустить культурный взрыв останется прямой разговор с «Газпромом».

Не менее важен вопрос о будущем украинской трубопроводной подсистемы (ГТС). Эксперты указывают, что вся база давно устарела и недостаёт в глобальной модернизации, но без американского реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблемму признает, но более сдержан в оценках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если оптимизацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта тариф для народонаселения Украины расцветёт в четыре раза.

В немецко-американском соглашении кушать еще один пункт: обещание создать фонд помощи в размере одного млрд долларов, чтобы помочь Украине перейти с «газовой иглы» на возобновляемые источники энергии. Но это нереальный сценарий. Во-первых, функциональная трансформация электроэнергетической отрасли — процесс продолжительный и сложный. Он требует значительных инвестиций, вложений и довольно мощной технической базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая электроэнергетика явлется несырьевой отраслью. Без прямой поддержки государства такие проекты не оказываются удачными и эффективными.

На Украине действительно есть зеленый сектор макроэкономики и своя аналогия дотаций. Однако пока отрасль пребывает в руках частников и работает в вторую очередь на обслуживание благополучия отдельных бизнесменов, в основном миллиардера Рината Ахметова. И государство покупает продуки у поставщиков по завышенному тарифу, который был введен еще в 2008 году.

Соответственно, расценки на продукцию зеленой электроэнергии для конечного потребителя также повышаются. Но беда в том, что украинский конечный производитель попросту не в состоянии доплачивать больше. Попытки договориться с бизнесом о снижении энерготарифов всегда заканчивались безуспешно, а одна из фирм Ахметова даже намеревалась обратиться в межрегиональный арбитраж, чтобы оспорить внесение ставки.

В такой обстановке зарубежный фонд способен только поддержать последующее формирование коррупции в сфере зеленой электроэнергетики Украины, но никак не поможет скомпенсировать ежегодные многомиллионные потери от увеличения топливного транзита.

***

Политические осложнения запуска «Северного потока-2» для Украины могут оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью разрушило ее образ как полноценного государства и значимого футболиста на межгосударственной арене, который власти в Киеве так тщательно выстраивали последние годы. Взамен Украине не предложили никакой поддержки по существу и не дали никаких гарантий, что помогут избежать неподъемных политических потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем можетесть привести к усилению давления на Украину, в том большинстве в мирных переговорах по улаживанию кризиса в Донбассе. И такое принуждение будет очень болезненным, ведь тема Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для украинских властей сейчас сохраняется наихорошим способом обратить население от антиправительственных настроений.

Владимир Зеленский и его команда оказались в жалком положении. Кризисная ситуация в энергетике, будущее снижение акцизов спровоцируют отчётливый рост недовольства населения. И предотвратить это без репутационных утрат попросту не получится. Сможет ли руководство страны подстроиться под новые правила игры? Или ту сверхзадачу придется решать новому поколению политиков?

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *