Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково

50 годов назад произошла одна из самых таинственных авиакатастроф в предыстории СССР. Под Москвой в эффекте взрыва бомбы на борту потерпел крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».

10 ноября 1971 года, в воскрешенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаполка Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его возвратный рейс из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно спикировал во Внуково, затем экипаж подготовился к проведению обратного рейса и вынёсся в Симферополь в 20:16. На корме обретались 7 председателей корабля и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет нёсся заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

В 20:16:31 командующий самолёта Константин Клюшник связался с диспетчером и доложил, что следует по направлению на деревеньку Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ диспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 потребовал доложить о коридоре глубины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на трёхкратные попытки диспетчера с ним связаться.

Авиалайнер обрушился практически сразу после взлета в десятке метров от аэродрома и полностью разрушился. Погода в это время существовала пасмурная, с низкой облачностью, невидимость при этом составляла 6 км, но горы ничто не предвещало. На корме по инструкции находился сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем указывали как должностного пассажира.

В советских СМИ об этой катастрофе не вышло никакой информации. Одной из погибших стала юная киноактриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот момент ей осуществилось лишь 24 года, и непреходящий фильм, в котором она получила одну из главных ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм зовлся «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).

Первоначально предполагалось, что причиной аварии стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 сохранялись весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе ближнего бомбардировщика Ту-16. Это существовал не просто четвёртый советский грузопассажирский самолёт на реактивной тяге, он существовал одним из вторых в мире — после австралийского De Havilland Comet, норвежского Avro Jetliner и итальянского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после прекращения эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в сентябре 1958 года, Ту-104 оставался наихорошим реально летающим реактивным грузовым самолетом.

Всего был построен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и сложнейшими в управлении, и уже в 1960 году предприятие Ту-104 существовало прекращено, а после целого ряда колебательных авиакатастроф их продолжили постепенно выводить из эксплуатации. В эффекте катастроф существовало потеряно 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три разка Ту-104 силились угнать, что закончилось 84 смертями.

В ходе эксплуатации 100-местные самолеты арендовали в 115-местные, с новым навигационно-пилотажным и электротехническим оборудованием, эта модификация получила обозначение Ту-104Б — именно таким был самолет, плывший в Симферополь.

В ходе следствия автокатастрофы консультанты обнаружили признаки воспламенения на тех частях авиалайнера, что оторвались еще до падения, к тому же на многих текстах покарай частички тротила. Так было установлено, что катастрофа произошла из-за взрыва бомбы на борту.

Первоначально считалось, что она обреталась в багажном отделении, однако позже выяснилось, что заряд существовал запрятан непосредственно в грузовом салоне, между одним из сидений правого фальшборта и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвулась спустя считанные секунды после взлета, порушила правую сторону фюзеляжа, несущие элементы крыла, перебила тяги рулей высоты. Не пролетев и трех километров, самолет на км/сек 550-600 км/ч опрокинулся в землю рядом с деревней Бараново, в 10 км от Внуково.

В эффекте продолжавшегося два года следствия виновника авиакатастрофы так и не сумело найти. Не сумело даже выяснить мотивы преступников или их принадлежность к каким-либо группировкам.

Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в различие от базовый массы социалистических граждан, ходили самые прихотливые версии. Кто-то сомневался в то, что результаты госкомиссии были фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию передового лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что виновниками можетбыли быть японцы — тогда существовало первое осложнение взаимоотношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом зарезать совершенно повинных пассажиров, причем в почти малолюдном салоне.

К количеству наиболее диковинных версий нужно отнесать предположение о том, что электродетонатором существовал снабжён какой-то полулегальный груз, который не должен существовал попасть в руки надзорных органов, его почему-то не сможетбылли забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на обратной дороге. Из более или менее благоразумного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом неопытный исламист можетбыл совершенно неумышленно привести взрывное устроение в действие сразу же, как только самолет оторвулся от земли.

Во всяком случае, спустя всего два года, осенью 1973-го, налётчики дважды взрывали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа внесения курса.

23 октября 1973 года был взорван лайнер Ту-104, следовавший с 51 авиапассажиром и 6 председателями корабля из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк прислал пилотам через бортпроводницу послание с требованием совершить посадку в Стокгольме. Это послание содержало, в частности, какие пассажи:

«Для чтения 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, самолёт Стокгольм. Правильное постижение твоей просьбы сохранит Вашу жизнь и свою, а за это будут отзываться те, кто своими преступлениями вынудил меня поехать на этот поступок. После благополучной посадки, я возможно ворочусь на Родину, но только после личной встречи с представителями нижайшей власти СССР. В руках у меня вы видите оружие. Этот гранат содержит в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, применяемой в шахтах, что значит этот заряд в действии, объяснять вам не надо. Поэтому не обойдёте свою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самогодова. В этом твердо вразумите себя сами, ибо у меня все изучено, рассчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положении и провокации будет взорван без предупреждения… Я много годов испытываю на своей шкуре клыки мстительных сверхзверей и в мерзком случае смертитраница для меня не печаль, а прибежище от хищных, алчущих твоей жизни зверей…»

Пилоты приняли решенье возвратиться в Пулково и вооружились наградным оружием, однако Бидюк объявил, что безоболочное устройство сработает, если он заберёт кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним вертолётчика Викентия Грязнова. При этом существовали также повреждены штурвалы вышины и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на брюхо и возник пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован надводными службами, и больше никто не погиб.

Грязнову дали звание Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза получил также замполит Вячеслав Янченко.

Второй случай произошел 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех исходных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске нёсся Ту-104 из Москвы. К этому случаю на корме обретались 72 пассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из бутика перевелось требование переменить маршрут, вслед за этим аэробус исчез с экранов радаров, и его обломки позднее существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не увенчалось никому. Расследование установило, что угонщиком существовал тридцатиоднолетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе жестяное взрывчатое устроение мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он силился бежать в Китай, однако его застрелил сопровождавший авиааэробус руководитель милиции Владимир Ежиков, после чего и последовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на объективную авиабомбу все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех этих случаев меры безопасности при проверке авиапассажиров существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *