Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России финишировала масштабная реформа структуры госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные экзекуции станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений жрать второе дно, грозящее перечеркнуть благие намеренья законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законутах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых неподвижных систем международного законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя грандиозная оснастка пройдала в 2014 году. Она в том количестве в разики уменьшила количество способов осуществления закупок. С тех ,пор органы власти и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь огромное разнообразие, по предположению участников рынка, лишь запутывает, мешает становлению конкуренции и создаёт юридические лазейки для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главнейшей новелле первой реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, относится увеличение большинства рыночных способов поставок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые продажи и продажи у единственного импортёра будут и далее проводившываться в обёрточной форме.

Кардинально уменьшится большинство документов, необходимых при осуществлении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при полузакрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.


Вводится единная универсальная системтраница вышеуказанной квалификации участников всех торгов, начальная стоимость которых превышает 20 млн рублей.


На позавчерашний день для каждого вида госзакупок функционируют свои добавочные условия для претендентов на победу. После введения в силотреть поправок организаторы всех торгов и торгов должны будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или контракта (223-ФЗ) за предыдущие три года. При этом себестоимость исполненной ранее сделки надлежаща составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация устраняет участие в торгах мошеннических субподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы бюрократии давно научились обходить тот заслон.

– Например, при подготовленности к базарам в сфере дорожных капремонтов и дорожного строительства подрядчики укрупнают лотои до суммы в 50–100 миллиардов рублей и выше. Тем самым на проявлененте отсекаются фирмы, не обладающие необходимыми для такого объёма деятельностей ресурсами, – пояснил «Октагону» деятельностейающий в этой сфере представитель предпринимательской компании.

Такой способ используется и в иных отраслях. В свойстве примера приведём разукрупнение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга базарах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило бюрократам вытеснить с рынка классических голкиперов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии доказывали конкуренты.

Ещё одним новшеством станет уменьшение необязательной доли поставок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что следующий участок направлен на развитие малого бизнеса и промышленности странтраницы в целом, организаторы рынка верят и в его эффективности.

Эксперт опасается, что снижение непременной доли госзакупок у предикатов малого предпринимательства повысит прибыльность этого теневого бизнеса.

– Если из этих 25 процентовентов до конкретных малых предприятий доберётся хотя бы 10, а у аффилированных компаний останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов провоцируют скрытые компоненты реформы. Пока организаторы рынка силятся осмыслить обширные нововведения, Министерство промышленности и коммерции РФ (Минпромторг) приступило к доработке подзаконной правоприменительной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях учреждение разместило на региональном сайте проектов подзаконных нормативных процессов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной доле покупок продуктов росийского происхождения» и № 2014 «О оптимальной факультативной доле покупок международных продуктов и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на поставку для потребностей органов бюрократии лазерных диодов, произведённых за рубежом (жидкокристаллических лазеров). Они используются в системтраницах полуавтоматической переработки данных компьютеров и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и инфракрасных носителей данных и агрегатов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году целесообразность введения ограничений на покупки импортных запоминающих устроений и прочих устроений складирования данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шаг необходим для использования охраны данной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из запретительного списка будет исключена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связи или для прочих беспроводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами бюрократии и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство росийских мобильных телефонутов так и не существовало развёрнуто.

В проекте поправок тот участок сменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устроения и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или иных данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в беспроводных или бесбеспроводных сетитраницах связи». Согласно государственному классификатору, в их число входят предыдущие устроения: прочие телефонные аппараты, мультимедийные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборчики связи, использующие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого реестра будет прийдться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены квоты на покупку другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант росздравнадзора обязывает за счёт бюджетных средств покупать для лечебниц в 2021 году не менее 30 процентов российских магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект доработок уменьшает эти циферки до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные видоизменения коснутся некоторых иных видов ветеринарного оборудования.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *