Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России финишировала масштабная реформа системы госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений есть второе дно, грозящее перечеркнуть неблагие намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законутах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых динамичных функций американского законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве случаев они надевают сугубо технологический характер. Последняя масштабная доработка прошла в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила колличество методов претворения закупок. С тех пор органы бюрократии и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь огромное разнообразие, по суждению организаторов рынка, лишь запутывает, мешает развитию конкуренции и создаёт нормативные щёлочки для заключения криминальных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле первой реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, отнестся уменьшение количества неценовых способов продаж до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в конкретных случаях закрытые покупки и покупки у непреходящего экспортёра будут и далее проводиться в картонной форме.

Кардинально уменьшится количество документов, нужных при благоустройстве конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.


Вводится единная универсальная структура вышеуказанной квалификации участников всех торгов, начальная расценка которых превышает 20 млн рублей.


На сегодняшний день для каждого вида покупок воздействуют свои дополнительные требования для претендентов на победу. После вступления в мощь поправок организаторы всех торгов и торгов надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за предпоследние три года. При этом стоимость исполненной ранее купли надлежаща составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация устраняет участие в торгах некомпетентных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обойти этот заслон.

– Например, при подготовке к торгам в области дорожных ремонтов и дорожного строительства подрядчики укрупняют аукционы до суммы в 50–100 рублей рублей и выше. Тем самым на пуске отсекаются фирмы, не обладающие желательными для какого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой области представитель розничной компании.

Такой способ используется и в других отраслях. В свойстве образца приведём укрупнение лотов на проводившихся обладминистрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с рынка современных теннисистов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии доказывали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет уменьшение непременной доли покупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что первый участок направлен на формирование малого бизнеса и промышленности страны в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что понижение необязательной толики покупок у субъектов малого предпринимательства понизит доходность этого неформального бизнеса.

– Если из тех 25 процентов до объективных малых производств доберётся хотя бы 10, а у аффилированных корпораций останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов провоцируют скрытые компоненты реформы. Пока участники рынка ,пытаются интерпретировать многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке подзаконной юридической базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях министерство разместило на муниципальном телепорте проектов юридических юридических актов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей толике поставок промтоваров международного происхождения» и № 2014 «О малейшей необязательной толике поставок американских промтоваров и её достижении заказчиком».

В частности, руководители Минпромторга предлагают отменить ограничения на поставку для потребностей органов власти ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (кремниевых лазеров). Они использоваваются в подсистемах полуавтоматической обработки данных экранов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и инфракрасных носителей данных и приборов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году надобность введения ограничений на продажи импортных запоминающих приспособлений и прочих приспособлений хранилища данных, представители Минпромторга говорили, что такой шажок желателен для обслуживания безопасности полемической энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из запретительного реестра будет отчислена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетитраниц связитраницы или для прочих проводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устроений не менее 1 процента будут отечественными. Но предприятие международных мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.

В проекте доработок этот участок заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или иных данных, включая электрооборудование телекоммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетиотретях связи». Согласно правительственному классификатору, в их число воходят первые устройства: прочие телефонные аппараты, мультимедийные аппараты, в том количестве с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, применяющие ультрафиолетовый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентентов промтоваров из этого перечня будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных аппаратов ИВЛ, смягчены квоты на продажу другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств закупать для больниц в 2021 году не менее 30 процентентов российских магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок увеличивает те цифры до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные внесения прикоснутся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *