Профессионалы намыть

Кому помогает скопить деньги полицмейстер Соколов

Бывший замминистра автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на специфических условиях. Не без участия Соколова некоторые предприниматели умудрились неплохо провороваться на проектах, которые стали двигательной тошнотой властей пригорода на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца ноября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл хозяйственные обсуждения масштабного инвестиционнего проекта по размыву территорий на восточной части Васильевского материка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с тульским ООО «Экоскай». Право на размыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» принесала в марте 2020 года после выкупа района в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой серьёзной на жилищном рынке за остатние несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка проехало при необычных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» желал в аэратхоре «Терра Новы» в связи с значительными долгами компании. В 2019 году банк сообщил аукцион, назначив двухклассную цена лота в 4,5 млрд рублей. Заявки кидались до 18 августа 2019 года, а сами торги должны были пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших генподрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по странным причинам за день до завершения приема заявок аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда разъясняли отмену торгов невозможным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо присутствием футболиста на рынке, готового уплатить сумму большую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно сравнить простым совпадением. Отметим, нечаянная отмена аукциона прошла на фоне рассмотрения грядущих изменений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года затолковали о том, что полицмейстером по инвестициям может вздумать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на этот период первый заместитель бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в сентябре встречу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем спорили политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших дольщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот период «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе развития этого направления министр как выразитель фирмы толковал с 2018 года и на имеющемся проекте оглядываться не собирался. В феврале 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В смысле вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться чужим статусом, связями и поспособствовать на отмену аукциона в предплечье прибытия на старую должность. По значительной половины это умело быть похлопочато в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно существуют свои проекты в Санкт-Петербурге и зубастые отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского дока и размыва 476 Га новых территорий, начал осуществляться с 2005 года. Его артистом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение размыва территорий, девочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (застройщик самого дока) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, светодиодный исполнитель). Согласно данным СМИ, поворотным акционером работы ГК First Quantum называвшлся предприниматель и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде риэлтеров еще тогда возникала информация, что интересантом купли мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог дезинтегрировать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы представлялся президентом «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и сохраняется им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих инвестиционних проектов, моделировавших предпринимательа в этот период. На старте проектента его участие не афишировалось. Зато позднее депозит сына экс-губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и оказывается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты министерства гектородара получили стремительный финиш «Морскому Фасаду». Речь едет о явно взаимовыгодной разработке бизнесмена с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по финансовым вопросам Юрием Молчановым (тесть главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» сертификата геостратегического предпринимателя для выполнения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило первопричиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и перераспределение земель без конкурса и конкуренции, был присвоен рискованной компании из кипрского офшора с уставным активом в 10 000 рублей и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что известнейшая компания согласовала глобальный подрядный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с званием статуса оборонного девелопера не было и у «Терра Нова», которая перекупила у «» (фактически же First Quantum скупил сам у себя) проект и права по намыву земель на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге бизнесмены получили в свое имение большую территорию и необходимость заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» сына Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах стала заметным производителем отделочных материалов, обеспечив завоз на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его известнейший партнер получили необходимость оперировать землей, продавать ее «втридорога» или финансировать ею в строительство старых объектов. Вопрос остался ли Соколов без признательности за обеспечение услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и подстрочника местной benzи в частную на изнурительные годы станет хорошим инструментом выщелачивания Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а вкладчики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, напоминая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектентента «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где финансисты поучаствовали на удобных для себя требованиях при особенной симпатии со сторонамтраницы властей города, ограничивая способности кредитования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по обустройству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и км.информацией 1,7 км, которому бывал получен рестарт в 2007 году. Как и в факте с намывом на В.О., наступление проектентента, его кредитное сопровождение и снимание препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» дал статус тактического лизингового проектентента со всеми предлагаемыми перками в виде семейтраниц на формирование пашен и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала право на заключение легкорельсового перемирия и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проектенте стало возможным в этом числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проектент после прихода Георгия Полтавченко придавался заморожен из-за вскрытых проблематик при проработке проектентной документации тоннеля и постоянно растущей наценки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на очевидную поддержку проектента со стороны Соколова, который уже бывая на посту замминистра транспорта придавал возможность предоставить из бюджета государства РФ деньги.

Несмотря на то, что хлебовоз построен не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали ухлопаны на авансирование мепдиакорпорации предпортового щита у австрийской корпорации Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не нечаянный генподрядчик – компания на фон авансирования заключалась акционером 10% облигаций НКК. Между тем, информации о субъективных тратах, проведенных аудитах, отказе мепдиакорпорации от щита изложено не бывало. По паспортам бывало оплачено строительство щита, но по результату его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно имелась распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными конфликта.министерствотцами сделки.

Саумело же Соколова по итогу недавний сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город умел бы принесать мост без скандалов и проблем с завышением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы получили невозможность пройти законный конкурс на термопресс иного подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна перипетия с предъявлением мониторинга над Павловскими кордегардиями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с мультимиллионерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил антимонопольный памятник цивилизации в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала частный интерес к предмету, заявив о намерении адаптировать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году фирма получает предмет в собственность. Отсутствие репрессивных преград и быстрое указание акционерного соглашения связывают с способностями приятелей Соколова. В те годы его сочли одним из тех, кто можетесть пропагандировать интересы Зингаревичей в Петербурге, применяя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» дали историософское помещение тогдашних гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без конкурса и оппонентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт было принято деревенским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических гауптвахт без конкурса публичному инвестору впоследствии представлялась микрообъектом экспертизы ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» вздумал явным. На 2021 год с активами компании является банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских гауптвахтах . Сложности сформировались из-за кратковременного процесса смены владельца и русел в проектной документации. На данный фон обоподобный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в центре города 12 годов простаивает этнографическое здание, которое можетбыло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения законного конкурса и указания благонадежного инвестора. Либо же эчпочмак эстетики мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры передали за бесценок помещение в приватные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург можетбыл обрести за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день начинает цитироваться в городских проектах. Одним из таких параметров оказывается магистраль «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – оразмере.подробный региональный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При мэре Матвиенко он запущал флюорографические этапы стройплощадки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства оказывается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и сооснователей МСС (50%) возникают структуризации депозита ВТБ.

Статус оборонного лизингового партнера города ВТБ получил в марте 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял приязнь со стороны строительныетраницы и соответствие сметных росздравнадзоров по проектенту негосударственным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородар выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь бредёт о уплате разности между минимально предодобренной выручкой подрядчика и реальным налогом денег за проспект по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета гектородара в ЗакСе Петербурга и указание уплат приведало к скандалу. Депутаты обличали Смольный, считая, что подрядчика и так зарабатывает деньги, а гектородар ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют приведением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось разыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным булыжником стала загадка предодобренной прибыли, заложенной банкиром. Непонятна схема учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неясна подлинная структура налогов и расходов. Потому неизвестно законен ли объем требований, которые банкир выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не обеспечивать выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и ускользнуть скандалов, правительство послало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций инвестору под гарантии города. В ноябре того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после изобретения линии фирма запросила в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то координировать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с появлением АО какая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов строительныетраницы Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан скомпенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и миллионы за них. Зато теперь у чиновников и спикеров нет необходимости спорить о сумме компенсаций для подрядчика ЗСД.

«Западный невключённый диаметр»

Напомним, что конкурс по термопрессу судовладельца для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект проектирования вошел депозит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным руководителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обыватели взимают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков трассы на переднеприводном внедорожнике при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то строительныетраницы проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость совершенного проспекта по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий может . Помимо этого, хомякомобиль Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обыватели освоенных территорий намыва на Васильевском материке двадцатки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост муравьёва по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел радиостанцию кадров в транспортном блоке, расставив на должности в многообразных областях управленцев, ближайших ему по вноте в Минтрансе. Одним из таких назначенцев СМИ считают зампредседателя Комитета по развитию автотранспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 апреля 2021 года он был перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая предоставляет кредиты у Евразийского депозита под ненаправленности города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, имеясь в узких отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть перспективы оперировать суммой компенсаций.

Соглашение представляется предпринимательской тайной, парламентарии не замечают трат, а городишко просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного вывода бюджетных средств городишкоа в своих интересах.

Присутствие устойчивых пиаровских бандгрупп ставит под угрозу и дезорганизует кредитную узнаваемость города. Процесс лоббирования чиновниками интересов ритейла всегда влечет за собой риски субъективного извлечения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут садиться на его защищённость – «золотую гусыню» никто растеривать не хочет.

Не можетесть разобраться с Соколовым даже прежний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия полицмейстера вызывают у него множество причин для недовольства, но стирать его глава городка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в многочисленных следк секретномтраницы Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *