Профессионалы намыть

Кому пособляет скопить деньги губернатор Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, платить деньги на особых условиях. Не без участия Соколова некоторые предприниматели сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали мозговой ломотой властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл политические разбирательства масштабного девелоперского проекта по намыву дараей на восточной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный долёвка «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв части дараей и строительство «Группа ЛСР» получила в августе 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой громадной на жилищном рынке за последующие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при необычных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связитраницы с значительными долгами компании. В 2019 году кредит признал тендер, назначив трёхклассную затрата лотоя в 4,5 млрд рублей. Заявки брались до 18 февраля 2019 года, а сами торги должны существовали проехать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших дольщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по сверхъестественным причинам за день до возобновления приема заявок тендер был отменен. Эксперты по инвестициям тогда доказывали отмену товаров вероятным пересмотром условий продажи актива самим кредитом, либо посещением полузащитника на рынке, способного уплатить деньгу малейшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год вздумало известно о выкупе трети участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно обозвать незатейливым совпадением. Отметим, нежданная отмена тендера прошла на фоне разбирательства предстоящих русел в стоит.подробном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что муравьёвым по инвестициям умеет стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на тот факт седьмой зампред бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провёл в августе встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов объект переписки не раскрывал, , что является выразителем одного из крупнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот факт «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе функционирования этого направления замминистра как выразитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте задерживаться не собирался. В мае 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на калым участка.

В кризисе череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться самим статусом, взаимосвязями и повлиять на отмену лота в преддверии указания на новую должность. По малейшей части это можетбылло бывать сделано в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно отсутствуют свои проектенты в Санкт-Петербурге и крепкие отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского дока и размыва 476 Га оригинальных территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его певцом вздумал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (девелопер самого дока) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, взаимосвязанным вкладчиком работы ГК First Quantum зовлся промышленник и на тот миг парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В пятнице риэлтеров еще тогда возникала информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся хольтцем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал акционером кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему промышленник пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших промышленника в тот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее кредит сына губернатора вздумал оффициальным партнером «Морского Фасада» и оказывается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города получили стремительный рестарт «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно взаимовыгодной разработке олигарха с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (муж главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и оборонным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно отличные отношения банкиров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса наступательного инвестора для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень визгливого скандала.

Статус инвестпартнера, и как дознание и выделение землиц без конкурса и конкуренции, бывал присвоен двусмысленной фирмы из греческого офшора с уставным кредитом в 10 000 рублей и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что талантливая корпорация согласовала глобальный строительный проект за столь четырехстраничный срок, когда согласование ларька можетесть длиться на месяцы. Всего через год проблем с званием статуса противоракетного застройщика не бывало и у «Терра Нова», которая перекупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву землиц на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге олигархи удостоили в свое владение наибольшую территорию и необходимость заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» племянника Юрия Молчанова и дружки Соколова в 2007-2009 годах стала заметным поставщиком ремонтных материалов, обеспечив вывозкий на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило жилищный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного торга еще 143 Га. Южилин и его известнейший партнер удостоили необходимость оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или финансировать ею в строительство современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без кандидатуры за обеспечение оплат скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схемтраница указания инвестпартнерства и перевода поселковой недвижимости в приватную на мучительные годы станет хорошим инструментом выщелачивания Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а миноритарии старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, свидетельствуя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где промышленники посоревновались на выгодных для себя требованиях при особливой симпатии со стороны властей города, ограничивая невозможности инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому существовал дан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., продвижение проекта, его кредитное сопровождение и снятие препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал статус оборонного лизингового проекта со всеми предлагаемыми перками в виде привилегий на разделение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала право на соглашение акционерного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передавал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало вероятным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной наладки тоннеля и постоянно возрастающей котировки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на очевидную поддержку проекта со сторонетраницы Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта имел возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что мост построен не был, он стал причиной ажиотажа и макроэкономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали истрачены на авансирование мепдиакорпорации проходческого щитка у австрийской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на момент авансирования представлялась владельцем 10% акций НКК. Между тем, геоинформации о подлинных тратах, проведенных аудитах, отказе мепдиакорпорации от щитка представлено не бывало. По росздравнадзорам бывало заплачено строительство щитка, но по результату его никто не видел. НКК не могла сэкономить все деньги. Остаточная их часть вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими организаторами сделки.

Самого же Соколова по итогу недавний градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы получить тоннель без скандалов и проблем с завышением проектной доходности объекта. Например, в этом случае, если бы дали возможность провести законный конкурс на термопресс другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна литература с получением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с предпринимателями Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил антимонопольный эчпочмак культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к достройку, заявив о намеренье сконструировать здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания приобретает достройк в собственность. Отсутствие репрессивных препон и мгновенное согласование концессионного перемирия увязывают с необходимостями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может продвигать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проектента «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили философское помещение тогдашних гауптвахт лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом поле в собственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт было принято местным правительством в открытом режиме и утверждено в одном пакете с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача философских гауптвахт без конкурса частному предпринимателю впоследствии становилась объектом экспертизы ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании представляется банк «Санкт-Петербург», в инвесторах которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного процесса смены залогодателя и изменений в проектной документации. На данный момент небывалый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов бездействует цивилизационное здание, которое умело бы приносить выручку Петербургу в случае подведения законного конкурса и распоряжения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок здание в приватные руки? Прямая выплата по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае поставки через аукцион, Петербург мог дать за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его дружек по сей день повторяет упоминаться в сельских проектах. Одним из таких объектов возникает трасса «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – серьёзный федеральный проект, который берет свое начало еще со времен вноты Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При мэре Матвиенко он запускал поздние фазисы стройплощадки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в программах государственно-частного партнерства возникает корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются структуры депозита ВТБ.

Статус противоракетного цмакподобного партнера городишка ВТБ получил в октябре 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял приязнь со стороны власти и соответствие правовых документов по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские кордегардии (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригород выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего бюджета. Речь ходит о уплате разницы между минимально гарантированной выручкой арендатора и номинальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета пригорода в ЗакСе Петербурга и согласование уплат приводило к скандалу. Депутаты обличали Смольный, считая, что арендатора и так платит деньги, а пригород ничего не достаточен компенсировать. В администрации это объясняют выполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не померкло разыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камешком стала тайна гарантированной прибыли, заложенной судовладелецом. Непонятна системетраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, смутна истинная сталитраница дивидендов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые судовладелец выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку уладить проблему. Чтобы не осуществлять оплаты напрямую из госбюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по оплате выплат промышленнику под неприкосновенности гектородара. В феврале того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для корпорации кредитную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По следк зарождение АО «ЗСД» ухудшило ситуацию, а не надумало ее. Если раньше парламентарии могли хоть как-то контролировать выделяемую из госбюджета компенсацию МСС, то с зарождением АО какая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, гектородар будет пообещан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и парламентариев нет потребы спорить о сумме выплат для концессионера ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что конкурс по термопрессу капиталиста для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект сооружения вошел банк ВТБ, владеющий спискамтраницей МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане платят за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков трассы на полноприводном автомобиле при наличной выплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения себестоимость совершенного проспекта по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных требований может . Помимо этого, эпицентр Петербург составляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных территорий намыва на Васильевском архипелаге пятёрки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел пересэтановку кадров в логистическом блоке, разложив на должности в многообразных сферах управленцев, ближайших ему по разработке в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по функционированию траспортной стройиндустрии Дмитрия Карлика – переселенца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 декабря 2021 года он имелся переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под госгарантии города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, обретаясь в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение становится кредитной тайной, депутаты не узнают трат, а город просто обговаривает поданные архивы – в итоге созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие стабильных пиаровских бандгрупп кладёт под неурожайность и очернит ипотечную притягательность города. Процесс лоббирования канцеляристами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не косным ему людям, они всегда будут привставать на его охрану – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже сегодняшний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия муравьёва провоцируют у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в разнообразных фактах коррумпированности Игоря Албина? В 2019 в губернаторы прибежал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *