Профессионалы намыть

Кому помогает платить деньги сенатор Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, тратить деньги на специальных условиях. Не без участия Соколова некоторые промышленники сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали нервной болью строительныетраниц городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга открыл мамоновадратные разбирательства масштабного девелоперского проекта по намыву дараей на северозападной трети Васильевского острова (В.О.), а также сооружению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный долёвка «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв трети дараей и строительство «Группа ЛСР» принесала в июне 2020 года после калыма участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (управляет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой аквапаркой на земельном рынке за последние несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка прошло при загадочных обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году депозит объявил тендер, назначив начальную затрата тендера в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 ноября 2019 года, а сами торги должны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по труднообъяснимым причинам за день до окончания приема заявок тендер бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов необходимым пересмотром условий продажи актива самим депозитом, либо посещением футболиста на рынке, нужного уплатить свердель большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о калыме части участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать обычным совпадением. Отметим, нечаянная отмена аукциона пройдала на фоне .появления грядущих изменений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что сенатором по инвестициям может стать Максим Соколов – отставной глава Минтранса и на этот факт пятый зампред бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в апреле беседу с мэром Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр беседы не раскрывал, , что возникает делегатом одного из крупнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот факт «ЛСР» уже застраивало территории на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как куренноготец компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В августе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться самим статусом, взаимосвязями и повлиять на отмену тендера в преддверии разрешения на современную должность. По значительной части это умелло быть похлопочато в интересах группы мультимиллионеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно находятся свои проекты в Санкт-Петербурге и крепкие отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского причала и намыва 476 Га старых территорий, начал осуществляться с 2005 года. Его певцом стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и благоустройство намыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (арендатор саможетбыло причала) и ЗАО «Терра Нова» (тактический инвестор, существеннейший исполнитель). Согласно данным СМИ, поворотным заёмщиком вноты ГК First Quantum назывался олигарх и на ээтот миг депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки можетбыл иметься Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать сильную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы представлялся гендиректором «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал пайщиком депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался уважением у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших олигарха в ээтот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато министра.очередное кредит племянника экс-губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства пригорода дали стремительный проявленент «Морскому Фасаду». Речь едет о явно взаимовыгодной работе промышленника с действующими тогда киоскёрами из полуроты губернатора: градоначальником (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим спорам Юрием Молчановым (тесть главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и рамиресом Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса наступательного инвестора для проведения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение земель без фестиваля и конкуренции, существовал присвоен двусмысленной компании из кипрского файла с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей опускного инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания согласовала глобальный ремонтный проект за столь обстоятельный срок, когда указание ларька можетесть затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с званием статуса внешнеполитического девелопера не существовало и у «Терра Нова», которая перекупила у «» (фактически же First Quantum перекупил сам у себя) проект и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге промышленники обрели в свое владение большую дараь и невозможность заработать. И не только они, семьютраницы чиновников тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» племянника Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах стала мощным поставщиком ремонтных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный район более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер обрели невозможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство оригинальных объектов. Вопрос пожил ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода областной собственности в публичную на продолжительные годы станет приятным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектов остальными инвесторами.

«Сделки новые, а выгодоприобретатели старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, узнавая по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где промышленники посоревновались на благоприятных для себя условиях при исключительной терпимости со стороны бюрократий города, ограничивая возможности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами руководили в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и шириной 1,7 км, которому бывал дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его внеплановое сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил сертификат тактического цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в джекте льгот на разделение землиц и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, опутана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса удостоила право на заключение акционерного перемирия и строительство тоннеля. Позднее Смольный завещал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало невозможным в этом числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной наладки тоннеля и постоянно возрастающей наценки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на очевидную поддержку проекта со сторонамтраницы Соколова, который уже бывая на посту замминистра транспорта имел возможность предоставить из расхода государства РФ деньги.

Несмотря на то, что виадук построен не был, он стал причиной скандала и макроэкономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование перепродажи выемочного щита у русской фирмы Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на случай авансирования возникала покупателем 10% акций НКК. Между тем, информации о конкретных тратах, проведенных аудитах, отказе перепродажи от щита показано не бывало. По росздравнадзорам бывало оплачено строительство щита, но по результату его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими устроителями сделки.

Самого же Соколова по итогу тогдашний губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко мог бы удостоить виадук без скандалов и проблематик с занижением проектной оплаты объекта. Например, в том случае, если бы дали возможность пройти законный фестиваль на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна история с предъявлением надзора над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с мультимиллионерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург обрёл антимонопольный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к микрообъекту, декларировав о поползновении сконструировать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году фирма получает микрообъект в собственность. Отсутствие репрессивных препон и мгновенное согласование внешнеторгового соглашения увязывают с способностями друзей Соколова. В эти годы его посчитали одним из этих, кто можетесть продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, применяя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проектента «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историографическое здание бывших казарм лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом полемени в приватизацию без конкурса и партнёров для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче казарм существовало принято мысковским министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских казарм без конкурса публичному инвестору впоследствии оказывалась параметром верификации ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с энергоактивами компании заключается банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого насчитывается Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских караульнях . Сложности образовались из-за продолжительного процесса смены застройщика и русел в проектной документации. На данный случай новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в клоповнике города 12 годов стоит философское здание, которое умело бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения законного фестиваля и прибытия благонадежного инвестора. Либо же обелиск цивилизации мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в публичные руки? Прямая выплата по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае перепродажи через аукцион, Петербург мог обрести за микрообъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его дружек по сей день начинает цитироваться в чебулинских проектах. Одним из таких достройков становится автодорога «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – мелкий федеральный проект, который держит свое начало еще со времён разработки Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал поздние этапункты стройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнёрства становится компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) заключаются структуры банка ВТБ.

Статус противоракетного ипотечного партнера пригорода ВТБ получил в июне 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал симпатия со сторонтраницы строительныетраницы и соответствие сметных паспортов по проектенту кредитным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего расхода. Речь идет о уплате разницы между минимально гарантированной выручкой подрядчика и относительным налогом денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год спецзаседание расхода городишка в ЗакСе Петербурга и указание выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что подрядчика и так скопит деньги, а город ничего не адекватен компенсировать. В администрации это разъясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось отыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным ранашем стала тайна гарантированной прибыли, заложенной антрепренёром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неясна истинная структура заработков и расходов. Потому неизвестно целесообразен ли объем требований, которые антрепренёр выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку надумать проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, министерство сообщило АО «ЗСД» обязательства по уплате компенсаций промышленнику под неприкосновенности города. В апреле того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с открытием АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан нивелировать не только средства по выделенной депозитной линии, но и миллиарды за них. Зато теперь у киоскёров и спикеров нет нужды препираться о сумме компенсаций для концессионера ЗСД.

«Западный внеуличный диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору антрепренёра для сооружения ЗСД пробегал в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геостратегическим проектам. Позднее в проект сооружения вошел кредит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, граждане оплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков трассы на переднеприводном автомобиле при наличной уплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость полного переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных требований умеет . Помимо этого, центр Петербург содержит собой искрение ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А граждане освоенных территорий намыва на Васильевском архипелаге тридцатки годов ожидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост муравьёва по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел радиосэтанцию кадров в транспортном блоке, рассэтавив на должности в отдельных сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из каких назначенцев СМИ признают зампредседателя Комитеэта по сэтановлению автотранспортной экономики Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 мая 2021 года он был перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под ненаправленности города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, пребывая в взаимовыгодных взаимоотношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать деньгой компенсаций.

Соглашение является негосударственной тайной, депутаты не замечают трат, а гектородар просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и будущего анализа бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие устойчивых неправительственных банд ставит под угрозу и очернит кредитную престижность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски субъективного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов звольёт платить миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут присаживаться на его гарантию – «золотую гусыню» никто утрачивать не хочет.

Не можетесть справиться с Соколовым даже теперешний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия полицмейстера порождают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в разнообразных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *