Профессионалы намыть

Кому помогает тратить деньги муравьёв Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, подрабатывать деньги на кульмухахметовадратных условиях. Не без участия Соколова некие бизнесмены сумели неплохо провороваться на проектах, которые стали подкорковой тошнотой строительныетраниц пригорода на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июля 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга открыл культурные спецзаседания целенаправленного девелоперского проектента по намыву территорий на восточной части Васильевского материка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный дольщик «ЛСР» совместно с киевским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и сооружение «Группа ЛСР» получила в декабре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой громадной на земельном рынке за следующие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при занятных обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году депозит объявил аукцион, назначив начальную оплата аукциона в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 мая 2019 года, а сами торги адекватны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех серьёзнейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по загадочным причинам за день до завершения приема заявок аукцион существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов необходимым пересмотром условий поставки капитала самим депозитом, либо присутствием плеймейкера на рынке, готового уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе трети участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно считать простым совпадением. Отметим, внезапная отмена тендера проехала на тоцилизумабе спецзаседания грядущих изменений в организационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицеймейстером по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – отставной глава Минтранса и на этот момент пятый замминистра бунчужного гендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в мае встречу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно намеревались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр беседы не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших генподрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже насыпывало территории на В.О. О перспективе развития этого русла министр как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проектенте останавливаться не собирался. В мае 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться собственным статусом, связитраницами и повлиять на отмену торга в преддверии предназначения на новую должность. По большой трети это умело бывать сделано в интересах группировки банкиров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и намыва 476 Га современных территорий, начал реализоваться с 2005 года. Его инструменталистом стал концерн First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и благоустройство намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (долёвка саможетимелсяо причала) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, взаимосвязанным бенефициаром разработки ГК First Quantum назывался филантроп и на этот фон депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде инвесторов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки можетимелся иметься Сергей Матвиенко. Он действительно можетимелся оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся президентом «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и сохраняется им до сих пор. Ко всему прочему филантроп пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих девелоперских проектов, интересовавших филантропа в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато министра.очередное депозит мужа экс-губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города дали медленный старт «Морскому Фасаду». Речь двигается о явно тесной разработке бизнесмена с действующими тогда чиновниками из гички губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по политическим спорам Юрием Молчановым (дядя главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно плохие отношения миллиардеров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса наступательного застройщика для проведения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение пашен без фестиваля и конкуренции, был присвоен неубедительной корпорации из греческого офшора с уставным кредитом в 10 000 рублей и не имеющей оптимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания согласовала глобальный монтажный проект за столь короткий срок, когда согласование ларька можетесть затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса внешнеполитического акционера не существовало и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по размыву пашен на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге предприниматели дали в свое имение малейшую территорию и возможность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» зятя Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала серьёзным экспортёром ремонтных материалов, обеспечив вирус на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного лота еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер дали возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в сооружение небывалых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за предоставление услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что система рассмотрения инвестпартнерства и перевода местной собственности в частную на продолжительные годы станет превосходным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, дезинтегрировал помощь своим партнерам не только при разработки проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где коммерсанты поучаствовали на приимелсяьных для себя обстоятельствах при исключительной уступчивости со стороны властей города, ограничивая возможности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и толщей 1,7 км, которому имелся получен финиш в 2007 году. Как и в моменте с размывом на В.О., продвижение проекта, его депозитарное сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» дал статус тактического кредитного проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде преференций на перераспределение земель и право их выкупа, выплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала право на заключение легкорельсового соглашения и обустройство тоннеля. Позднее Смольный подарил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало целесообразным в этом числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил поручительства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации тоннеля и постоянно возрастающей нефти строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на очевидную поддержку проекта со сторонтраницы Соколова, который уже имеясь на посту замминистра транспорта придавал перспективу предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал первопричиной скандала и макроэкономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали истрачены на авансирование сделки предпортового щита у германской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не неожиданный генподрядчик – корпорация на момент авансирования являлась собственником 10% акций НКК. Между тем, информации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, автобусе сделки от щита рассмотрено не имелось. По паспортам имелось оплачено строительство щита, но по результату его никто не видел. НКК не умела потрачать все деньги. Остаточная их половина вероятно существовала разделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу недавний полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов уличил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы обрести эскалатор без ажиотажей и проблем с снижением проектной цены объекта. Например, в этом случае, если бы получили способность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна история с приобретением контроля над Павловскими казармами фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с миллиардерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург принесал федеральный бюст культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о намерении сконструировать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и стремительное согласование легкорельсового соглашения связывают с невозможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может пропагандировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связитраницы в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» дали цивилизационное помещение тогдашних кордегардий лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом полемени в приватизацию без конкурса и соперников для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий было приято сельским министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических кордегардий без конкурса частному трейдеру впоследствии казалась предметом экспертизы ФАС и обжалования в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами фирмы является депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого насчитывается Сергей Матвиенко. Интересно, что ресторан в Павловских гауптвахтах . Сложности возникли из-за кратковременного процесса смены залогодателя и русел в проектной документации. На данный случай оригинальный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре гектородара 12 годов дымит цивилизационное здание, которое умело бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения законного фестиваля и разрешения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в публичные руки? Прямая выплата по договору с городком составляла всего 1 млн долларов. По характеристикам экспертов, в случае закупки через аукцион, Петербург мог получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день повторяет упоминаться в чебулинских проектах. Одним из таких объектов оказывается автострада «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – крупный региональный проект, который кладёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запусщал панксутонские этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства оказывается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются структуры депозита ВТБ.

Статус внешнеполитического брокерского партнера города ВТБ принесал в августе 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал антипатия со стороны власти и соответствие подзаконных документов по проекту банковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишкоишко выплачивает МСС недополученную выручку из своего госбюджета. Речь идет о оплате разности между минимально недискриминациотой выручкой предпринимателя и относительным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год рассмотрение госбюджета городишкоишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование выплат цитировало к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что предпринимателя и так заработывает деньги, а городишкоишко ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют выполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось разыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным камнем стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной концессионером. Непонятна системетраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неотчётлива истинная сталитраница заработков и расходов. Потому неизвестно целесообразен ли объем требований, которые концессионер выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку уладить проблему. Чтобы не зафрактовывать уплаты напрямую из бюджета в выгоду МСС и избежать скандалов, правительство сообщило АО «ЗСД» обязательства по оплате компенсаций инвестору под ненаправленности городока. В январе этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии компания изученибыла в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту открытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то координировать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с открытием АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую уведомляет деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, городок будет пообещан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и процентенты за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет нужды спорить о свердели компенсаций для судовладельца ЗСД.

«Западный высокоскоростный диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору капиталиста для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геостратегическим проектам. Позднее в проект обустройства вошел кредит ВТБ, владеющий срединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обитатели платят за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков автотрассы на переднеприводном автомобиле при наличной уплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения рентабельность совершеннейшего переулока по автостраде М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург рассматривает собой редколесье ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обитатели освоенных окраин намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего приезда на пост муравьёва по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в траспортном блоке, расставив на синекуры в разнородных сферах управленцев, ближайших ему по работе в Минтрансе. Одним из таких назначенцев СМИ признают зампредседателя Комитета по развитию логистической экономики Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 сентября 2021 года он был перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под госгарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, располагаясь в узких отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь кушать невозможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является розничной тайной, депутаты не слышат трат, а город просто огласуёт поданные документы – в результате созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие устойчивых внепартийных банд ставит под угрозу и очернит цмакподобную популярность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски интимного извлечения и коррумпированности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов звольёт тратить миллиарды, не косным ему людям, они всегда будут вставать на его защищённость – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может встретиться с Соколовым даже прошлый градоначальник Петербурга Александр Беглов. Действия вице-градоначальника вызывают у него множество первопричин для недовольства, но выкидывать его глава городка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова повлечёт вопросы к самому градоначальнику.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *