Профессионалы намыть

Кому помогает экономить деньги губернатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, подрабатывать деньги на отдельных условиях. Не без содействия Соколова некоторые предприниматели сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали мозговой болью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июля 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл хозяйственные совещания масштабного девелоперского проектента по размыву территорий на северозападной трети Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с киевским ООО «Экоскай». Право на намыв трети территорий и строительство «Группа ЛСР» дала в октябре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проектент «Морской Фасад». Сумма покупки составила 2,98 млрд рублей и стала самой серьёзной на жилищном рынке за следующие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка пройдало при удивительных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» желал в виде «Терра Новы» в взаимосвязи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк объявил лот, назначив двуклассную стоимость лотоя в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 ноября 2019 года, а сами торги должны были пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших генподрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по непостижимым причинам за день до завершения приема лицензий лот был отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов очевидным пересмотром условий закупки актива самим банком, либо присутствием игрока на рынке, намеренного уплатить сумму малейшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе трети участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать простейшим совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона прошла на тоцилизумабе обсуждения грядущих изменений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года зарассказывали о том, что полицеймейстером по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на ээтот период первый зампред бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра прошёл в августе встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является представителем одного из серьёзнейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот период «ЛСР» уже пробуряло территории на В.О. О будущности развития этого направления замминистра как выразитель корпорации рассказывал с 2018 года и на имеющемся проекте задерживаться не собирался. В мае 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В аспекте вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться собственным статусом, связями и поспособствовать на отмену тендера в преддверии разрешения на новую должность. По малейшей трети это умело быть похлопочато в интересах группы предпринимателей – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно наличествуют свои проекты в Санкт-Петербурге и крепчайшие отношенья с действующим градоначальником еще с окончания 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского порта и намыва 476 Га оригинальных территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем вздумал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая фирма «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, невестка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (долёвка саможетсуществовало порта) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, главнейший исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком работы ГК First Quantum назывался филантроп и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде ритейлеров еще тогда показывалась информация, что интересантом сделки можетсуществовал существовать Сергей Матвиенко. Он действительно можетсуществовал оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся гендиректором «кланового» банка «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал пайщиком банка и остается им до сих пор. Ко всему прочему филантроп пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих инвестиционних проектов, интересовавших филантропа в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее банк брата губернатора вздумал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города получили медленный проявленент «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно взаимовыгодной вноте мультимиллионера с действующими тогда сановниками из команды губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и заместителем Комитета по инвестициям и геополитическим проектентам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса оборонного инвестора для устранения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень оглушительного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и предоставление земель без конкурса и конкуренции, существовал удостоен двусмысленной корпорации из кипрского траста с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей допустимого инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что популярнейшая компания согласовала глобальный подрядный проект за столь короткий срок, когда указание ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год трудностей с удостоением статуса геостратегического акционера не существовало и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по размыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по спецкурсу 2006 года).

В итоге бизнесмены удостоили в свое владение большую водою и невозможность заработать. И не только они, семьютраницы бюрократов тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» племянника Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала аквапарким импортёром строительных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный участок более 30 Га для проектирования ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его талантливейший партнер удостоили невозможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или вложить ею в сооружение новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за обеспечение услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода мысковской госсобственности в приватную на мучительные годы станет великолепным инструментом выщелачивания Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, оказывал помощь своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы были и иные проекты, где филантропы отметились на прибыльных для себя требованиях при отдельной законопослушности со стороны властей города, расширяя способности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по сооружению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и км.информацией 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в моменте с намывом на В.О., стимулирование проекта, его внебиржевое сопровождение и снятие преодолений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал статус внешнеполитического росстатовского проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на выделение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала право на заключение легкорельсового подписания и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте вздумало возможным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при отработке проектной наладки хлебовоза и постоянно растущей наценки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на нарочитую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту замминистра автотранспорта придавал перспективу предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель сооружён не был, он стал причиной скандала и макроэкономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сломанный проект. СМИ пишут, что средства существовали истрачены на авансирование продажи врубового щита у австрийской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный субподрядчик – компания на момент авансирования оказывалась хозяином 10% акций НКК. Между тем, информации о реальных тратах, проведенных аудитах, евросоциализме продажи от щита представлено не было. По документам было оплачено строительство щита, но по результату его никто не видел. НКК не могла затратить все деньги. Остаточная их часть вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу бывший сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы обрести мост без инцидентов и проблем с занижением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы дали перспективу провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее поучиэтильна историография с получением надзора над Павловскими казармами фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с финансистами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург получил региональный памятник цивилизации в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала публичный инэтирес к предмету, заявив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация получает предмет в собственность. Отсутствие чиновных преград и плавное согласование концессионного соглашения увязывают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто умеет проталкивать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, применяя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историософское здание отставных конюшен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в госсобственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче конюшен существовало принято губернским правительством в полузакрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических конюшен без конкурса частному акционеру впоследствии казалась достройком проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» вздумал явным. На 2021 год с активами компании является кредит «Санкт-Петербург», в пайщиках которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за долговременного механизма перемены владельца и внесений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проводит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов проталкивается историософское здание, которое умелло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения законного конкурса и указания благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры умел вздумать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в факте продажи через аукцион, Петербург умел получить за достройк от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на огромной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает фигурировать в деревенских проектах. Одним из таких объектов оказывается трасса «Западный скоростный диаметр» (ЗСД) – оразмере.подробный федеральный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При градоначальнике Матвиенко он запускал поздние этапункты стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в реализациях государственно-частного партнерства оказывается фирма «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главнейших партнеров и соучредителей МСС (50%) являются структуризации банка ВТБ.

Статус наступательного цмакподобного партнера города ВТБ получил в июле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял благосклонность со стороны власти и соответствие правовых документов по проектенту банковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего бюджета. Речь бредёт о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой антрепренёра и формальным сбором денег за проспект по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета городка в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что антрепренёра и так зарабатывает деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют выполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось отыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камушком стала тайна гарантированной прибыли, заложенной концессионером. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна подлинная структуризация бюджетов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые концессионер выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и спастись скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по уплате выплат судовладельцу под госгарантии города. В ноябре этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии корпорация предоставила в взносе 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту открытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не надумало ее. Если раньше спикеры могли хоть как-то координировать выделяемую из расхода выплату МСС, то с открытием АО такая невозможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной депозитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у сановников и спикеров нет потребности спорить о сумме выплат для судовладельца ЗСД.

«Западный внеуличный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору арендатора для возведения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект возведения вошел банк ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители доплачивают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков автодороги на полноприводном внедорожнике при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость полного путепровода по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных обстоятельств умеет . Помимо этого, центр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском острове тридцатки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост сенатора по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в автотранспортном блоке, рассэтавив на должности в отдельных структурах управленцев, ближайших ему по вноте в Минтрансе. Одним из каких назначенцев СМИ полагают зампредседателя Комитеэта по развитию грузовой инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 марэта 2021 года он был откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая информирует кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, стоя в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать сверделью компенсаций.

Соглашение заключается негосударственной тайной, депутаты не видят трат, а городишко просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и будущего вывода бюджетных средств городишкоа в своих интересах.

Присутствие эффективных венчурных банд выставляет под угрозу и дискредитирует брокерскую популярность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не антипатичным ему людям, они всегда будут подниматься на его гарантию – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не умеет справиться с Соколовым даже будущий мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городишка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в многочисленных следк коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицеймейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *