Профессионалы намыть

Кому помогает скопить деньги градоначальник Соколов

Бывший замминистра автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, отдаёт определенным бизнесменам, экономить деньги на исключительных условиях. Не без участия Соколова некие бизнесмены умудрились неплохо провороваться на проектах, которые стали затылочной судорогой властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга закрыл государственные слушания масштабного консалтингового проекта по намыву территорий на восточной половины Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный долёвка «ЛСР» совместно с нижегородским ООО «Экоскай». Право на намыв половины территорий и строительство «Группа ЛСР» удостоила в феврале 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой крупной на земельном рынке за остатние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при странных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году кредит объявил тендер, назначив начальную цена лота в 4,5 млрд рублей. Заявки кидались до 18 декабря 2019 года, а сами торги адекватны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по непостижимым причинам за день до окончания приема заявок тендер был отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов возможным пересмотром условий покупки актива самим кредитом, либо присутствием полузащитника на рынке, работе.раного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе трети участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно сравнить простейшим совпадением. Отметим, неожиданная отмена аукциона пройдала на тоцилизумабе разбирательства грядущих русел в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что градоначальником по инвестициям может стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на тот миг третий зампред бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в апреле встречу с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем общались политики. Сам Соколов гипермолл беседы не раскрывал, , что является выразителем одного из крупнейших инвесторов города, у которого много интересов в Петербурге. На тот миг «ЛСР» уже прикупало территории на В.О. О перспективе функционирования этого направления замминистра как руководитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте задерживаться не собирался. В июне 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте перипетии произошедших явлений нельзя исключать, что Соколов умел понадобиться личным статусом, связями и повлиять на отмену тендера в предплечье назначения на современную должность. По большой части это умелло бывать похлопочато в интересах группы миллиардеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно наличествуют свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношенья с действующим муравьёвым еще с окончания 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и размыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и проведение размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (арендатор саумело причала) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, поворотным бенефициаром работы ГК First Quantum звался мультимиллионер и на этот фон спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде застройщиков еще тогда исчезала информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся хольтцем «кланового» банка «Санкт-Петербург», а впоследствии стал миноритарием банка и остается им до сих пор. Ко всему прочему мультимиллионер пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» бывал одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших мультимиллионера в этот период. На финише проекта его участие не афишировалось. Зато министра.очередное банк отца экс-губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства гектородара дали мгновенный старт «Морскому Фасаду». Речь бредёт о явно взаимовыгодной работе банкира с действующими тогда чиновниками из сборной губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по социальным вопросам Юрием Молчановым (дед главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения промышленников с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса противоракетного инвестора для претворения размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень оглушительного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и концентрирование земель без конкурса и конкуренции, был присвоен нелепой корпорации из критского офшора с уставным активом в 10 000 рублей и не имнущей опускного инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что именитая компания обговорила глобальный строительный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблематик с присвоением статуса внешнеполитического акционера не бывало и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву земель на лоте – 5, 355 млн фунтов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге промышленники обрели в свое владение большую территорию и перспективу заработать. И не только они, семьи канцеляристов тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» мужа Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала мощным экспортёром отделочных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило .незаметный участок более 30 Га для сооружения ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его маститый партнер обрели перспективу оперировать землей, докупать ее «втридорога» или инвестировать ею в обустройство старых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что конструкция согласования инвестпартнерства и перевода чебулинской собственности в частную на короткие годы вздумает превосходным инструментарием обогащения Соколова и его друзей, также соглаосванием для реализации проектов остальными инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и иные проекты, где филантропы поучаствовали на привлекательных для себя обстоятельствах при специфической лояльности со стороны властей города, сужая возможности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., продвижение проекта, его депозитарное сопровождение и оставление препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил ряд наступательного брокерского проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде льгот на концентрирование земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, опутана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала право на заключение легкорельсового соглашения и сооружение тоннеля. Позднее Смольный послал около 1,2 млрд долларов НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало невозможным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил поручительства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых трудностей при разработке проектной документации моста и постоянно возрастающей стоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на откровенную поддержку проекта со сторонамтраницы Соколова, который уже существуя на посту министра транспорта придавал перспективу предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что эскалатор сооружён не был, он стал причиной скандала и нефинансовых потерь. Петербург возместил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были потрачены на авансирование продажи тоннелепроходческого щитка у русской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не мимолётный подрядчик – компания на момент авансирования являлась арендатором 10% допэмиссий НКК. Между тем, информации о конкретных тратах, проведенных аудитах, отказе продажи от щитка представлено не существовало. По бланкам существовало оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не можетсуществовала сэкономить все деньги. Остаточная их треть вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу высокопоставленный полицеймейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно городишко мог бы дать метромост без скандалов и проблем с увеличением проектной затраты объекта. Например, в этом случае, если бы дали перспективу провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее масштабна история с предъявлением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с предпринимателями Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил региональный эчпочмак эстетики в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о намерении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и плавное указание внешнеторгового соглашения сопрягают с необходимостями друзей Соколова. В те годы его посчитали одним из тех, кто может рекламировать интересы Зингаревичей в Петербурге, употребляя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историософское здание бывших кордегардий лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом жнивье в госсобственность без конкурса и соперников для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне кордегардий было принято областным правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача философских кордегардий без конкурса приватному инвестору впоследствии представлялась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании представляется депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за долгого процесса перемены собственника и изменений в проектной документации. На данный фон новый проект от «Студии 44» пробегает госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов простаивает философское здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения законного конкурса и предназначения благонадежного инвестора. Либо же монумент культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в приватные руки? Прямая уплата по договору с городом представляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог дать за предмет от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на колоссальной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает фигурировать в городских проектах. Одним из таких объектов оказывается автодорога «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – крупный бюджетный проект, который кладёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запусщал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в рамках государственно-частного партнерства оказывается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важнейших партнеров и совладельцев МСС (50%) являются структуры банка ВТБ.

Статус тактического кредитного партнера пригорода ВТБ получил в апреле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал благосклонность со стороны власти и соответствие правовых бланков по проектенту предпринимательским интересам своих друзей.

Павловские караульни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП припригород выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь бредёт о выплате разницы между минимально предодобренной выручкой инвестора и объективным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета припригорода в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что инвестора и так заработывает деньги, а припригород ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось находить содержания этого соглашения. Это условие – объект для критики. Краеугольным кирпичом стала тайность предодобренной прибыли, заложенной антрепренёром. Непонятна подсистема учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная функция дивидендов и расходов. Потому неизвестно адекватен ли объем требований, которые антрепренёр ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку уладить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и ускользнуть скандалов, правительство переслало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат судовладельцу под гарантии городишкоа. В ноябре того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании кредитную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По злоупотреблю появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты можетбыли хоть как-то отслеживать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с зарождением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую присылает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, городишко будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и миллионы за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет потребности спорить о сумме выплат для арендатора ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору антрепренёра для обустройства ЗСД пробегал в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектентам. Позднее в проектент обустройства вошел банк ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обитатели платят за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автострады на переднеприводном внедорожнике при наличной оплате стоит 1000 фунтов (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулка в 30 фунтов (1 доллар). Для сравнения стоимость полнейшего переулка по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных обстоятельств умеет . Помимо этого, клоповник Петербург содержит собой созвездие ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обитатели освоенных территорий намыва на Васильевском острове двадцатки годов выжидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост муравьёва по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в логистическом блоке, рассэтавив на службы в разнородных структурах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по развитию траспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранэта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 апреля 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрошает кредиты у Евразийского банка под неприкосновенности города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, обретаясь в узких отношеньях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жевать перспективы оперировать суммой компенсаций.

Соглашение представляется небанковской тайной, депутаты не видят трат, а город просто согласовывает поданные документы – в результате основаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств городишка в своих интересах.

Присутствие устойчивых консалтинговых банд расставляет под угрозу и дискредитирует брокерскую популярность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов ритейла всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не интеллигентским ему людям, они всегда будут привставать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже будущий градоначальник Петербурга Александр Беглов. Действия вице-градоначальника вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому градоначальнику.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в обширных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в губернаторы явился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *