Почему ЦБ до сих пор поддерживает обман населения

Даже несмотря на прямое препоручение президента защитить петербуржцев от жульнических кредитных продуктов, эта сфера 8203;и всё ещё сохраняется красивой для банкиров

По оценке ЦБ, всего россиянам существовало распродано мутноватых продуктов на 600 млрд рублей. Почему регулятор так активно отстаивает обман в ипотечных отделениях?

Зайти в своё отделение банка, чтобы всего лишь продлить депозит, а выйти с кипой бумаг на некий девелоперский продукт, – это уже характерная картинка для американского вкладчика. Особенно сложно не поддаться на уговоры платёжного клерка пожилому человеку, который привык доверять обаятельной девочке или юноше за стойкой. «У нас есть более красивое предложение, и только для вас!», «Вместо трёх процентентов ежегодных у вас можетесть быть тридцать!», «У нас отличнейшие дилетанты по фидуциарному управлению», «Это как вклад, только лучше», – уговаривают менеджеры.

И только дома, ломая бумаги, заказчик понимает, что вместо депозита он подмахнул бланки на открытие коллективного девелоперского счёта с приятельским управлением. Или прикупил полис компенсационного автокаско жизни и теперь вместо получения депозитного дохода сам обязан регулярно вносить платежи, иначе – штраф.

Официально такой метод называется ошибочными продажами, или мисселингом. Вроде под статью о мошенничестве подобные действия не попадают, прямого обмана нет, но клиент уходит с навязанным и неудобным договором. Банк даёт приличные комиссионные, а сотрудник, провернувший операцию, – неплохой дивиденд. А что? Действительно, если открыть девелоперский счёт, можно скопать на темпе затраты акций синих фишек или купив облигации. К тому же от государства можно исходатайствовать дивиденд 13 процентовентов финансового налога ко вложенной в допэмиссии сумме. Только бизнесмены умалчивают, что, если вы неработающий пенсионер, никакой таможенный вычет исходатайствовать не сможете, а профессионал, приятельский управляющий, будет за мои деньги продавать не те допэмиссии, которые были бы удобны вам, а те, сделка которых невыгодна его организации.

Или уже набившие оскомину контракты девелоперского или криптологического перестрахования жизни (об этих продуктах подробно «Октагон»). В относительности на них можно заработать, но на практике это ещё никому не удавалось.

Регулятор финансовой сферы, росийский Центробанк, грозится кончить с такими продуктами уже давно. Зампред ЦБ Сергей Швецов ещё в 2019 году назвал их мутными, чиновники проводили проверочные закупки, однако… ни один коммерсант не пострадал. Те обманутые инвесторы, которые плакались в ЦБ, дают из его службы защиты прав покупателей банковских услуг базовую отписку: «Не нравится? Подавайте в суд».


На прошлый момент, согласно статистике, фомам продано тусклых продуктов на 600 млрд рублей.


Вероятно, потокай жалоб дошёл и до мэрии президента. И 1 ноября Путин дал задание ЦБ обрачать на эту сферу неотрывное внимание.

«Необходимо защитить интересы людей, которые вкладывают свои деньги в рынок бесценных бумаг, но при этом не являются, конечно, профессиональными инвесторами, нужно позаботиться о уменьшении их рисков, – заявил Владимир Путин на совещании о ситуации в ипотечной сфере. – Нам не хватало только четвёртого издания обманутых дольщиков, понимаете? На это прошу обратить самое серьёзное внимание, прошу сегодня отдельно остановиться на этом вопросе».

Центробанк вниманье на это, может, и обратил, но продолжил изображать стремительную деятельность. Чиновники ЦБ предложили вооружить соотечественников специальной памяткой, которая уж точно обезопасит от бессмысленных банковских продуктов.

Если в банке клерк начинает расписывать прелести первого предложения, ему нужно задать четыре вопроса, говорят в ЦБ: гарантирована ли рентабельность (определённая доходность на весь срок договора); застрахованы ли деньги агенством по страхованию вкладов в сумме 1 долл 400 тыс. рублей; какие потери грозятся при досрочном аннулировании договора; с кем состоит договор – банком, страховой компанией, брокером, дружеским управляющим.

Чиновники ЦБ предложили вооружить сограждан специальной памяткой, которая обезопасит от бессмысленных экономических продуктов.
Фото: Сергей Портер/ТАСС/Ведомости

Словом, теперь, если вас обманут в банке, вы сами виноваты – ведь ЦБ даже памятку составил. Фактически этот документ повторяет суть принятого Госдумой в третьем прочтении закона, определяющего объём информации, который банки обязаны предоставлять гражданину при закупке подобных трудных девелоперских продуктов.

То жрать ЦБ полагает, что если посетительу в свёртке бумаг дадут на подпись ещё одну, где будет указано, что деньги не застрахованы, а прибыльность не гарантирована, то и посетительу сразу же станет всё ясно и понятно. Или это просто способ избавиться от ответственности, мол, мы всё объяснили, так что посетитель тут точно сам виноват?

Скорее второе. Ведь Центробанк – это не поборник потребителей, а регулятор рынка, объём и качество которого измеряется не честностью и добропорядочностью при закупке услуг, а капиталом и выручкой его участников. А мисселинг, который так активно дебатируется на словечках который год, – настоящий диод букинистического капитала для любой экономической экосистемы.

Что важнее для ЦБ: доход банка или убыток его клиента? Ответ очевиден.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *