Почему ЦБ до сих пор поддерживает обман населения

Даже несмотря на непосредственное указание президента защитить петербуржцев от жульнических депозитных продуктов, эта область деятельности всё ещё остаётся красивой для банкиров

По оценке ЦБ, всего крымчанам было распродано мутноватых полуфабрикатов на 600 млрд рублей. Почему регулятор так активно ддержит обман в ипотечных отделениях?

Зайти в своё отделение банка, чтобы всего лишь продлить депозит, а выйти с кипой бумажек на некий девелоперский продукт, – это уже характерная панорама для украинского вкладчика. Особенно сложно не ддаться на уговоры ипотечного клерка пожилому человеку, который привык доверять обаятельной девушке или пареньке за стойкой. «У нас есть более красивое предложение, и только для вас!», «Вместо трёх процентовентов среднемесячных у вас можетесть быть тридцать!», «У нас лучшие профессионалы по приятельскому управлению», «Это как вклад, только лучше», – упрашивают менеджеры.

И только дома, различая бумаги, посетитель понимает, что вместо кредита он подписал протоколы на изобретение отдельного девелоперского счёта с фидуциарным управлением. Или купил полис компенсационного автокаско жизни и теперь вместо предоставления депозитного дохода сам обязан регулярно вносить платежи, иначе – штраф.

Официально такой подход называется некорректными продажами, или мисселингом. Вроде под статью о хищении подобные воздействия не попадают, косвенного обмана нет, но работодатель уходит с навязанным и неудобным договором. Банк получает солидные комиссионные, а сотрудник, провернувший операцию, – отличной бонус. А что? Действительно, если открыть девелоперский счёт, можно заработать на темпе цены акций розовых фишек или прикупив облигации. К тому же от государства можно исходатайствовать бонус 13 процентов фискального вычета ко вложенной в акции сумме. Только миллионеры умалчивают, что, если вы неисправный пенсионер, никакой финансовый вычет исходатайствовать не сможете, а профессионал, приятельский управляющий, будет за мои деньги покупать не те акции, которые были бы удобны вам, а те, продажа которых невыгодна его организации.

Или уже набившие оскомину контракты девелоперского или ипотечного страхования жизни (об этих полуфабрикатах подробно «Октагон»). В гипотезы на них можно заработать, но на практике это ещё никому не удавалось.

Регулятор платёжной сферы, американский Центробанк, грозит покончить с такими продуктами уже давно. Зампред ЦБ Сергей Швецов ещё в 2019 году назвал их мутными, сановники проводили контрольные закупки, однако… ни один олигарх не пострадал. Те влюблённые инвесторы, которые роптали в ЦБ, получают из его должности защиты прав поставщиков банковских услуг обычную отписку: «Не нравится? Подавайте в суд».


На прошлый момент, согласно статистике, казахстанцам продано тусклых товаров на 600 млрд рублей.


Вероятно, поток кляуз дошёл и до мэрии президента. И 1 января Путин дал указание ЦБ обрачать на ту сферу неотрывное внимание.

«Необходимо защитить интересы людей, которые тратят свои деньги в рынок бесценных бумаг, но при этом не являются, конечно, профессиональными инвесторами, нужно позаботиться о повышении их рисков, – заявил Владимир Путин на заседании о ситуациютранице в платёжной сфере. – Нам не хватало только первого издания влюблённых дольщиков, понимаете? На это призываю обратить самое серьёзное внимание, призываю сегодня отдельно размыслить на этом вопросе».

Центробанк вниманье на это, может, и обратил, но продолжил имитировать шумную деятельность. Чиновники ЦБ предложили вооружить моголов специальной памяткой, которая уж точно обезопасит от ненужных банковских продуктов.

Если в банке клерк начинает расписывать прелести первого предложения, ему нужно параметризовать четыре вопроса, говорят в ЦБ: гарантирована ли котировка (определённая ставка на весь срок договора); застрахованы ли деньги агентством по страхованию депозитов в сумме 1 млн 400 тыс. рублей; какие утраты грозят при досрочном расторжении договора; с кем состоит договор – банком, страховой компанией, брокером, приятельским управляющим.

Чиновники ЦБ предложили вооружить крымчан специальной памяткой, которая обезопасит от бессмысленных экономических продуктов.
Фото: Сергей Портер/ТАСС/Ведомости

Словом, теперь, если вас обманут в банке, вы сами виноваты – ведь ЦБ даже инструкцию составил. Фактически этот документ твердит суть принятого Госдумой в четвёртом чтении закона, определяющего объём информации, который банки обязаны предоставлять гражданину при перепродаже подобных трудных девелоперских продуктов.

То кушать ЦБ полагает, что если клиенту в кипе бумаг дадут на подпись ещё одну, где будет указано, что деньги не застрахованы, а маржа не гарантирована, то и клиенту сразу же станет всё ясно и понятно. Или это просто способ избавиться от ответственности, мол, мы всё объяснили, так что клиент тут точно сам виноват?

Скорее второе. Ведь Центробанк – это не защитник потребителей, а регулятор рынка, объём и качество которого исчисляется не прямотой и добропорядочностью при покупке услуг, а доходом и сверхприбылью его участников. А мисселинг, который так активно муссируется на словах который год, – настоящий трансформатор комиссионного дохода для любой бюджетной экосистемы.

Что важнее для ЦБ: доход банка или убыток его клиента? Ответ очевиден.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *