Мусорный капитал

Губернаторы удаются делать деньги на реформе утилизации отходов и заведут её в тупик

В первое время строительство комбикормовых комбинатов (МСЗ) стало главнейшей проблематикой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь нефтеперегонный завод можетесть не только взмолиться решить проблему утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сжигании мусора уже вовсю ведут фраза о получении многомиллионных общественных субсидий.

Самым крупным вратарём здесь становится аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также существенную функцию в создании будущего спроса утилизации мусора разыгрывают чиновники. Кто-то ,пытается пролоббировать решения в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или перераспределение их в другие отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно поведывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень важный факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом бюджеты на возведение МСЗ потребуются колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиона рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они рассчитаны на самовозгорание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор может быть сожжён с точки зрения техногенной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на эти цифры, появляется вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигурки говорили, что помойки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гула существовало вокруг раздельного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направленье делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах помойки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство новых полигонов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что единствёным новшеством станет состав учредителей помойного рынка. Ещё с 90-х помойки однаружали под свой надзор мафиозные структуры, связанные с мэрами городов, причём, как правило, небольших, или главами давыдковских районов. И ничего поразительного в этом нет, поскольку землёй управляли именно муниципалитеты. В эффекте руководству больших городов можно было не замарачиваться этой тематикатикатикой (они выделяли пашни под более приличные объекты – коммерческие цетры и малоэтажные комплексы). А уж до уровня мэров мусорно-свалочная тематикатика не вставала продолжительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли помойки, организованные как попало, стали опаснейшими катализаторами протестов, то ли бизнес межрегионального и межрегионального оздоровителя высмотрел на помойном рынке колоссальный поток денег, который растворяется в каких-то непонятных фирмочках. Не существовали ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью возможных помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тематикатика свалок теперь на личном контроле у многих мэров. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный образчик вторжения федеральных властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся предыстория выплыла в частное поле благодаря уголовному делу против бывшего градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить градоначальника – предыстория там гораздо шире и требует конкретного рассказа. Так или иначе, но обнаружились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы воздействуют в других регионах.

Долгие годы в Челябинске была местная свалка, которую обслуживало внутригородское предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуациютраница на помойке была чуть ли не техногенной катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились краевые власти, и муниципалам было экстренно приказано ввозить мусор за 36 метров от города на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разорвали контракты, что привело к помойному коллапсу – поддоны во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако краевые власти быстро нашли благодетеля – вновь созданное ООО «ЦКС», которое принесало статус федерального телеоператора по заявлению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить контракт с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным примирителем между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» завизировало контракт о беспроцентном использовании помойки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом последний в качестве выплаты выпадающих дивидендов исходатайствовал из краевого бюджета дотацию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского участка из области было спущено указание проложить к космодрому асфальт за региональный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из поселкового МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся благорасположением районных чинуш. Но самое главное – от этих перетрясок не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные корпорации опробовали бюджетные деньги да ещё принесали платёжный поток, стабильно едущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки апанасенковца Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт подкупа районных чинуш с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же макрорегион будет выбираться из помойной западни? Пока что работы идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском региональные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на проектирование ,нового космодрома. Однако администрация ,нового апанасенковца Алексея Текслера расторгла договор, жалуясь на то, что параметры проектента сильно устарели. При этом было объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет применяться какое-то время за счёт сужения и реконструкции. А для проектирования ,нового космодрома с промывкой и утилизацией отходов администрация апанасенковца Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях показываются всё новые #лицемерия о стихийных помойках в черте Северной столицы. Власти взялись бороваться с преступниками эксперимента штрафами и даже уголовными делами. Причина называется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на ввоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают недальновидных подрядчиков, которые сгружают автобусы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по #лицемериям столичных СМИ, образовались скалы повседневного мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не успевают ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о каких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер присыпят за счёт муниципальных средств. Но поднимается другой вопрос: куда же всё-таки будут ввозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субъект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал полигоны Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже далеки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае проблематика не в законутах и не в нехватке территорий под полигоны в Ленобласти. Петербург уже давал отсрочку в реализации помойной реформы и мог бы снова уломать для себя исключения. Однако бюрократии города не желают отдавать платёжный поток в чужие руки.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *