Мусорный капитал

Губернаторы силятся делать деньги на реформе утилизации отходов и заводят её в тупик

В следующее время строительство мусоросжигательных комбинатов (МСЗ) стало главнейшей темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь гидрометаллургический комбинат может не только взмолиться разрешить проблему консервации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сжигании мусора уже вовсю ведут речь о получении многомиллионных общественных субсидий.

Самым мелким вратарём здесь явлется аффилированная с «Ростехом» корпорация «РТ-Инвест». Также видную роль в формировании будущего рынка транспортировки мусора играют чиновники. Кто-то силится пролоббировать решения в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О интригах вокруг МСЗ можно пересказывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из полемени зрения выпадает один очень существенный факт: даже если все заявленные проектенты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом доходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только вторые пять комбинатов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В результате – больше биллиона рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они высчитаны на сожжение 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всяческий мусор может быть сожжён с точки зрения экологической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: возведение новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда разморишь на эти цифры, зарождается вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гама было вокруг раздельного сбора, сортировки, использования вторсырья… Да, что-то в этом направленье делается, но главнейшим образом для телекамер. К 2030 году планируется уменьшить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает возведение ,новых космодромов для хранения отходов. Так что же переменяет помойная реформа?

Похоже, что единственным нововведением станет состав эмитентов помойного рынка. Ещё с 90-х помойки взяли под свой учёт мафиозные структуры, связанные с губернаторами городков, причём, как правило, небольших, или главами хуторских районов. И ничего изумительного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте командованию больших городков можно было не психовать этой темой (они выделяли земли под более респектабельные обьекты – оптовые центры и пятиэтажные комплексы). А уж до показателя мэров мусорно-свалочная тема не поднималась долгие годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли помойки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес краевого и краевого масштаба разглядел на помойном рынке громадный поток денег, который растворяется в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты спровоцированы или раздуты с помощью возможных помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тема помоек теперь на личном контроле у многих мэров. И так совпало, что в помойный бизнес пошли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный образчик невмешательства федеральных властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография выплыла в частное полемени благодаря судебному делу против бывшего градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить градоначальника – биография там гораздо шире и просит отдельного рассказа. Так или иначе, но обнаружились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что какие же модели работают в других регионах.

Долгие годы в Челябинске существовала поселковая свалка, которую обслуживало внутригородское предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году обстановка на помойке существовала чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого мига не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились краевые бюрократии, и муниципалам было экстренно приказано вывозить мусор за 36 километров от города на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько изорвали контракты, что привело к помойному коллапсу – контейнеры во домах за считанные дни очутились переполненными. Однако краевые бюрократии быстро изведи искупителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус федерального телеоператора по отношению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало специальным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подмахнуло контракт о безвозмездном использовании свалки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом предпоследний в качестве компенсации выпадающих доходов исходатайствовал из краевого госбюджета субсидию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского участка из области было стащено указание проложить к космодрому тротуар за муниципальный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из областного МУПа были перенаправлены в два ООО, пользующихся заступничеством районных киоскёров. Но самое главное – от этих пертурбаций не было никакой пользы. Полигон Полетаево был явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не была решена, зато необходимые фирмы освоили бюджетные деньги да ещё принесали платёжный поток, стабильно едущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки мэра Дубровского, в суде был окончательно установлен факт сговора районных киоскёров с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский был оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет вылезать из помойной западни? Пока что работы идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на проектирование ,нового космодрома. Однако администрация ,нового мэра Алексея Текслера расторгла договор, настаивая на то, что параметры проекта сильно устарели. При этом существовало объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет использоваваться какое-то время за счёт увеличения и реконструкции. А для строительства ,нового космодрома с фильтрацией и переработкой отходов администрация мэра Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях возникают всё ,новые сведения о стихийных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись бороться с возмутителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина именуется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на вывоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают безалаберных подрядчиков, которые грузят грузовики где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по сведениям местных СМИ, образулись скалы житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловонье и время от времени горит. Городские власти не успевают ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о каких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер помоют за счёт региональных средств. Но встаёт иной вопрос: куда же всё-таки будут вывозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субъект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал полигоны Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае задача не в законах и не в нехватке территорий под полигоны в Ленобласти. Петербург уже получал отсрочку в реализации помойной реформы и мог бы снова выторговать для себя исключения. Однако власти городка не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *