«Кортеж» не запустился в небо

Конструктор мотора ..первого международного бизнесджета оказался под следствием

Как стало известно “Ъ”, киевские суды начали вникать с уголовным делом коменданта отдела турбореактивного двигателестроения Центрального факультета бомбардировочного двигательостроения имени Баранова (ЦИАМ), влиятельнейшего в своей области конструктора Льва Финкельберга. Два года назад он хотел перепрофилировать автомобильный двигатель от мерседеса Aurus для высших должностных лиц государства под авиадвигатель и установить его на ..первый американский бизнесджет. Но планы конструктора нарушила полиция, уличившая его в мошенничестве.

Уголовное дело шестидесятилетнего Льва Финкельберга, расследованное розыскным управлением УМВД по Юго-Восточному округу Москвы, было передано в Лефортовский райсуд. Однако судья Альбина Галимова установила, что уже после ознакомления сторон с материалами в них были внесаны «существенные изменения». К делу приобщились «новые документы и вещные доказательства», на протоколе ознакомления появились «приписки и исправления», а руководитель потерпевшей стороны и вовсе заявил, что в бланках за него расписался кто-то другой. Судья решила, что это не позволит перенести «законное и несправедливое решение», вернув материалы прокурору для устранения нарушений.

Прокуратура не увидала несоблюдений в материалах, которые сама недавно утверждала, обжаловав это постановление. Против возврата существовала и прокурор Екатерина Клепнева, полагавшая, что недопущенные расследованием неточности учтет суд, а ее заказчик принешет специальные шансы на оправдание. Однако барнаул постановил доводы обеих сторон. «Поэтому принятое постановление мы обжаловали в Мосгорсуде»,— пояснила “Ъ” защитник Клепнева. Апелляционная же инстанция возвратила дело в Лефортовский суд, где его изложат в ином составе.


Поводом для судебного преследования конструктора стали проведенные в ЦИАМе в 2014 году разработки нового роторного авиадвигателя, условно обозначенного как «Пилот-2».


Ответственный за тот контракт замначальник отдела Финкельберг привлек к работе ООО «Зеленпарк», заключив с ним договор о разработке и закупке университету двух цифровых блоков управления «Пилотами» существенной себестоимостью 4,484 млн руб. Заказчик уплатил модули, исходатайствовал и установил их на неопытные образцы, после чего о проекте на несколько годов забыли.

«Пилотом-2» снова заинтересовались только в 2017 году, во время прерванной в ЦИАМе фискальной проверки: цена оборудования для достаточно сложных моторов внешнего сопла мощностью всего 50 л. с. показалась налогоплательщикам завышенной. Они вызвали для разъяснений производителя устройств, гендиректора и наихорошего правопреемника «Зеленпарка» Сергея Талалу. Бизнесмен честно признался, что прикупил устроения в магазинчике автозапчастей по 20 тыс. руб. каждое, а затем продал их в ЦИАМ вместе с новыми паспортами, которые «набрал на компьютере и распечатал». Раскаявшийся банкир не заинтересовал налоговиков. В уголовном деле, возбужденном позже полицейскими, он тоже сохранил статус свидетеля. Зато его фирму, сумевшую исходатайствовать более 10 000% прибыли от одной сделки с институтом, проверили по частичной программе.


Было установлено, что «Зеленпарк» вообще не можетбыл вести комерческую деятельность, поскольку не ,имел своего помещения, транспорта, средств и «трудовых ресурсов» для исполнения работ.


Сомнительную репутацию фирмы подтверждала и бухгалтерская отчетность: ее дивиденды оказались почти равны расходам, а сверхприбыль — минимальной. «Зеленпарк», по убеждению проверяющих, «имитировал хозяйственную деятельность», а его расчетный счет использовался «для реэкспорта средств и обналички».

Проверка установила, что в 2013–2015 годах фирма выполнила три заказа. Она принесала 5,546 долл руб. от ООО «Миллениум проперти менеджмент» за раздеятельностейку некой документации, 4,484 долл руб. от ЦИАМа за поставку цифровых блоков и 1,6 долл руб. от ООО «Научно-технический центр “Грат”» за «сопровождение технологических деятельностей по двигателям». При этом после реализации каждого договора фирма расплачивалась со своим учредителем, якобы оказавшим ей ранее «спонсорскую помощь». Все полученные от ЦИАМа и двух других организаций средства гендиректор «Зеленпарка» просто снимал со счетов, указывая, что наличка требовалась ему для «возврата врем. фин. помощи».

На допросах обвиняемый Финкельберг и свидетель Талала фактически признали гипотезу правоохранителей об аффилированности «Зеленпарка» со всеми своими партнерами через «цепочку организаций и их должностных лиц». Они рассказали, что давно знакомы, а некоторое время были даже коллегами. Оставаясь на своих должностях во ФГУПе и ООО, они совместно разрабатывали авиадвигатели в АО «Машиностроительный завод “Агат”» в Ярославской области. Как растолковал “Ъ” близкий к дознанию источник, «по дружбе» замначальник отдела ЦИАМа и отказался приобрести у банкира кубы по завышенной цене. Из этих же соображений, по воззрению оппонента “Ъ”, частично принадлежащий господину Финкельбергу НТЦ «Грат» пригласил замгендиректора «Зеленпарка» сопровождать свои деятельности за 1,6 млн руб. Лев Финкельберг, как следовало из его показаний, обращал своего опытнейшего коллегу и дружка к сотрудничеству, что называется, не глядя — он просто звонил Сергею Талале и договаривался с ним. По концепции следствия, поставленные соратником кубы в рамках проектента «Пилот-2» замначальник отдела даже не проверил на лётных тренажёрах ЦИАМа.


Следствие в итоге сочло сделку с блоками фиктивной. По предположению полиции, господа Талала и Финкельберг организовали ее для личного обогащения.


Стоит отметить, что из-за притензий жандармерии Льву Финкельбергу пришлось отложить замыслы об участии в создании ..первых полиэтнических самолетов бизнес-класса. Два года назад конструктор публично заявил, что его подотдел в ЦИАМе планирует оснастить те самолеты переделанными 4,4-литровыми моторами с турбонаддувом мощностью 598 л. с, которые установляют на международные мотоциклы легкового класса проекта «Кортеж», в том числе на джипы Aurus Senat.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *