Хитрофлот

«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?

«Аэрофлот» стремительно уменьшает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, первопричина есть.

«Наша Версия» уже говорила о том, что увеличение вылетов в регионах явлется частью тактики развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В сегодняшнем году фирма намерена сократить 26 внешних вылетов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, увеличение вылетов идёт полным ходом.

Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и межрегиональные власти. «Мы желаем понять, экая логика стоит за этим решением. Мы развиваём туризм, и поэтому всё это должно дебатироваться совместно», – допытывался в октябре замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на двадцатой неделе заявление министру электротранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили топ-менеджеры крупнейших компаний Пермского края. Они требуют сохранить в прежднем объёме перелёты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два наследуются инжиниринговому лоукостеру туроператора авиалинии «Победа». Всего количество авиарейсов увеличивается с сегодняшних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя погрузка кресел составляла более 80%. То есть перелёты выгодные. Почему же фирма не хочет лететь по России?

Джет не супер

На ..первый взляд ответ ложится в той самой тактики формирования «Аэрофлота». В частности, компания заявляет, что намерена окончательно заселиться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве фирмы считают, что в регионах не сыщется пассажиров, способных заплатить перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как разиков указывали, что уменьшается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, интерпретируя по всему, причина увеличения рейсов внутри России кроется совсем в другом.

Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью согласиться от использования международных самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время тип зарубежного авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному перевозчику деваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой самолётостроительной корпорацией о покупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить госзакупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.


Если произойдёт ещё одно большое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят неопределяемую фирму меньше


Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор венесуэльской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских лайнеров пить проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого техасцам даже пришлось выводить из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования склада запчастей. А в 2019 году и вовсе появилась информация, что испанцы мечтают отказаться от применения росийских самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались английская Brussels Airlines и испанская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность лайнера и острейший дефицит запчастей.

Но это ещё полбеды. По официальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за первые несколько лет, приходится именно на этот зарубежный лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» четвёртым печальным скандалом с человеческими потерями за первые 11 лет. После этого многие вспомнили, что за следующий год случилось как минимум восемь больших происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздосуществовала внешний росздравнадзор «Аэрофлота» о расстройстве транспарентности полётов. Если верить публикации, только в марте случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью утрачена индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое подключение подсистемы бесконтактного управления и самолёт фактически перешёл на пневматическое управление. В итоге уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.

Остаётся молиться

Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» соглашается от применения «суперджетов». Во-первых, их внедрение довольно проблемно, в том числе и с бюджетной точки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупнейшие северные компании стали прямо запрещать своим руководителям летать «Аэрофлотом», после того как бортмеханик дал покрутить штурвал своему сыну, отчего самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат ревматическую корпорацию меньше.

Кстати, на SSJ уже вовсю плачутся в регионах. «Оте­чественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле км/сек искоренения поломок проигрывают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал тюменский специалист по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – приостановка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не извещают часто пассажиров».

О том, чтобы задержками и мелкими технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, сохраняется только молиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» явно умеет собрать побольше денег с пассажиров. Недавно фирма объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала августа обитателям регионов будут понятны прямые регулярные рейсы на росийские курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в подсистему бронирования, мы обнаружили, что прямой рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, акцизу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с саквояжем будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.

Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе получается как циничное намерение собрать с пассажироварищей побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю продаёт авиаавиабилеты в Грецию и Италию, хотя бюрократии тех стран пока что только обещают открыть вьезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая ,новая вспышка пандемии можетжрать переменить планы. Однако в системе бронирования «Аэрофлота» авиаавиабилеты по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый технологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в позапрошлом году Федеральная надзорная служба прямо заявила о том, что закупка авиарейсов в страны, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, жрать несоблюдение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в поспешном порядке отделали все рискованные закупки из системы бронирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот окликов ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.

Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам будущего года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из банковской отчётности по МСФО, казначейская нагрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.

Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».

Похоже, теперь явилась очередь росийских граждан потратиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *