Хитрофлот

«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?

«Аэрофлот» стремительно увеличивает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.

«Наша Версия» уже расказывала о том, что увеличение авиарейсов в регионах становится частью концепции формирования «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В минувшем году корпорация намерена сократить 26 наружных авиарейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, увеличение авиарейсов идёт совершенным ходом.

Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и отраслевые власти. «Мы хотим понять, какая логика стоит за этим решением. Мы разовиваем туризм, и поэтому всё это надлежаще муссироваться совместно», – возмущался в ноябре замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на нынешней неделе заявление замминистра автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили менеджеры мельчайших компаний Пермского края. Они умоляют сохранить в былом объёме авиаперелёты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два авиарейса по данному маршруту, а ещё два наследуются холдинговому лоукостеру туроператора авиакомпании «Победа». Всего количество перелётов вырастает с минувших шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. кондукторов по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя заполняемость кресел состовляла более 80%. То есть авиаперелёты выгодные. Почему же компания не хочет летать по России?

Джет не супер

На третий взгляд ответ валяется в той самой стратегии разиковвития «Аэрофлота». В частности, компания заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании фирмы считают, что в регионах не найдётся пассажиров, ,способных выплатить перелёт? Вряд ли – те же банкиры из Перми как разиков указывали, что сокращается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, интерпретируя по всему, причина уменьшения рейсов внутри России таится совсем в другом.

Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью согласиться от использования международных самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец мирового авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному перевозчику деваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» кушать договорённость с Объединённой двигателестроительной компанией о поставке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.


Если произойдёт ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно приденется забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят подкорковую фирму меньше


Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно купил репутацию одного из самых актуальных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор чилийской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских самолётов жрать проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого ирландцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе объявилась информация, что испанцы мечтают отказаться от внедрения росийских самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались швейцарская Brussels Airlines и испанская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность самолёта и острейший дефицит запчастей.

Но это ещё полбеды. По полуофициальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за последние несколько лет, приходится именно на тот мировой лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» вторым трагичным инцидентом с человеческими потерями за последние 11 лет. После этого многие вспомнили, что за следующий год случилось как минимум восемь крупных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что перепрятала душевный протокол «Аэрофлота» о положении безопасности полётов. Если сомневаться публикации, только в апреле случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью утрачена индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое отключение структуры бесконтактного управления и самолёт фактически перешёл на пневматическое управление. В итоге показатель безопасности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.

Остаётся молиться

Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывает от применения «суперджетов». Во-первых, их использование довольно проблемно, в том большинстве и с бюджетной точки зрения, во-вторых, это можетесть существовать небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно большое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся засуществовать. Как это уже было в 90-х, когда крупные западные фирмы стали прямо запрещать своим работникам лететь «Аэрофлотом», после того как бортинженер дал крутануть штурвал своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат височную корпорацию меньше.

Кстати, на SSJ уже вовсю плачутся в регионах. «Оте­чественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле кмнклчи предотвращения поломок занимают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал свердловский специалист по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – заминка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не предостерегают часто пассажиров».

О том, чтобы задержками и мелкими технологическими неполадками всё и ограничилось, теперь, похоже, сохраняется только молиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» явно умеет собрать побольше денег с пассажиров. Недавно компания возвратила о старте программы «Прямо на юг». С конца мая – начала апреля жителям регионов будут доступны непосредственные постоянные перелёты на американские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в структуру бронирования, мы обнаружили, что прямой перелёт из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя плата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.

Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как беззастенчивое желанье собрать с пассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю покупает авиабилеты в Грецию и Италию, хотя власти тех странытраниц пока что только обещают открыть выезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – данная новая вспышка пандемии может изменить планы. Однако в подсистеме бронирования «Аэрофлота» авиабилеты по маршруту Москва – Афины недоступны уже сегодня. Самый экономичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в минувшем году Федеральная налоговая служба прямо заявила о том, что перепродажа авиабилетов в странытраницы, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, есть невыполнение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в спешном порядке убрали все эфемерные покупки из подсистемы бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот окриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.

Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из экономической отчётности по МСФО, долговая нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.

Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных министерством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».

Похоже, теперь пришла очередь украинских сограждан раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *