«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о конкретной ситуациютранице на украинских дорогах

Следственный комитет поддержал заявление президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину лоббистский тур по американским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную ситуацию на американских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы секретномтраницы на росийских дорогах?

— Около 100 триллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и такие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – может доходить и до триллионов. Но дороги, понятное дело — это главнейшая «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.

— Что вы думаете о звучной биографии с задержанием начальника красноярского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно изумление хоромами командира Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом макрорегионе есть такие хоромы – у командира ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России сотрудники контролирующих органов выходят на работу не законуты блюсти, а зарабатывать.

По концепции следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» зерна или иных глинистых грузов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть существовать удобна только подрядчикам и руководителям контролирующих органов. Перевозчикам она не удобна. В позапрошлом году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство электротранспорта. А система Министерства электротранспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И хочет выручить за отделочные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая стоимость побуждает туроператора возить пиломатериалы с «перегрузом». Сначала всё мелькало так: пешеход превысил «осевую нагрузку» — и уплатил руководителям ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки съезжались к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались локальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с таксистов «денежку», всё может выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда работники ФСБ вскрыли коррупцию в размере 5-6 миллиардов рублей в день.

— Собирать контрибуция на постах стало неудобно.

— Теперь перевозчика удерживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — новоиспечённого сотрудника контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень мотоциклов с номерами и прикосновенностью компании-перевозчику. Потом с ним видится представитель перевозчика – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут варьироваться от 10 до 50 десяток рублей, в совершениитранице от конкретных тропинок и подразделений. Сначала к «решале» заезжали с чемоданчиком, потом отвыкли и стали длать переводы на карты его родственников или догонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта схема сейчас действует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас начальника ГИБДД посадят? Мы проводили там празднества в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ездить с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, земледельческие продукты…

— Всё это предодобренный «перегруз».

— Да. И на него жрать ежегодный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для руководителей ГИБДД, которые работают на постах, жрать специальные створные символы на машинах – прозвища вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти схемы не влез. Если у гаишника на машине сочинено «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у гаишника такого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле автозаправки существовал неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский причал по единственной тропинке через Владимировку. И ему в маршрутном укране ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группам «оппонента», по рациям прошла информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по вашим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в дневное время выдвинули туда машину с обществёным контролем, переломились и надеваем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, показывают путёвый листок, где стоит штамп, и доезжают дальше. Потом к нам приближается начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в дневное время работаете? Тем временем незапланированной таксист подъезжает к инспектору, чтобы показать путёвый листок со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – комиссара нигде нет, таксист уже старается пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я побежал к начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как трудятся мои руководители. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньячки милые стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все едут с перегрузом, а мои руководители не могут совладать с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши вешайте – вызываете всё в порядок, или мы выложнём информацию в прилюдный доступ.

— Получается, в других регионах замначальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы поделить судьбутраницу Сафонова?

— Да, все эти криминальные схемы всегда упераются в заинтересованность командования контролирующих органов.

— В каких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё понимаете о ГИБДД, ГИБДД помнит о вас. Что побуждает вас начинать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: оплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция сказывается на всех областях нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим моим детям? Им же с этим всем понадобится жить. В нашем обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не желает ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом положат с вас ещё больше.

— Честно говоря, криминальная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из сегодняшних высоких чинов ГИБДД и иных контролирующих органов начинали свою карьеру вольнонаёмными начальниками на дорогах. Они и возводили ту систему. То, что мы видим сейчас – протяжение того, что они возводили в 90-ые.

— При этом структура усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических участков взвешивания.

— Так желают отделать «человечий фактор» отношения с контролёром и преступления взятки. Но в 2019 году мы перепроверяли ситуациютраницу в Краснодарском крае, там как разиков поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает тряпицей номер, проезжает район взвешивания, а потом рассчитывается с контролёром. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для надзора поставим у этих районов наряды ДПС. И снова вот он, человечий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны несоблюдения в так называемой «нагрузке по осям» грузового средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта несуразность в судопроизводстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не оцениваются давление воздуха и другие факторы, влияющие на удельный кгород пассажирского автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В момент проезда района полуполуавтоматического контроля поток воздуха от машины может создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого случится некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы грузовладелец был законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на разработку развёртывания на всех тропинках России к 2024 году полуавтоматических участков кгородового контроля. И те организации заинтересованы в том, чтобы грузовладелец нарушал и платил за это. А воззрение грузовладелецов было расценено государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже объективная опасность на дороге?

— Да, он сокращает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди подыхают от него на тропинках ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная трагедия на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для решения проблемы?

— За «перегруз» нужно длать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять структуру контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *