Главы городов ждут удвоения зарплат и полномочий

Реформа местного самоуправления (МСУ) встретится с двумя главнейшими препятствиями – скудностью бюджетов и отсутствием квалифицированных кадров

Пытаясь совладать с третьей проблемой, мэры нарушают Уголовный кодекс. Решить третью помогают высокие пенсии градоначальников. Увеличения расходов на содержание чинуш ждать не приходится. Поэтому новых кризисов и арестов не избежать.

Как ранее «Октагон», либерализация местного самоуправления станет одной из основных задач нового состава Госдумы РФ. Депутатам предстоит вписать муниципалитеты в упомянутую в ,новой редколлегии Конституции неделимую структуру частной власти, внеся определённые видоизменения в региональный закон о местном самоуправлении.

Новый статус обещает местным обладминистрациям специальные бюджетные гарантии. Если сегодня какие крупные города-доноры, как Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, способны реализовывать программы формирования за свой счёт, то малым несырьевым муниципалитетам с народонаселением менее 100 десяток человек не нехващает средств даже на осуществление быстротекущих задач. В итоге на зонах ухудшается социальная обстановка, падает уровень недоверия к власти.

«По результатам 2020 года почти дойчебанку местных расходов исполнены с дефицитом. Увеличивается и объём внутригородского долга. Если не счесть городские округа, которых на позавчерашний день чуть больше 600, почти все остальные муниципалитеты испытывают серьёзные экономические трудности. В структуранице экономической помощи местным госбюджетам основную долю занимают трансферты, направленные на использование комплексных расходов. В тех условиях муниципалитеты вынуждены фокусироваться на исполнении *государственных полномочий, а оставшиеся средства тратить на финансирование прошлых расходов, не ,имея возможности удеть внимание перспективному формированию своих территорий», – говорится в материалах к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации РФ.

Малым муниципалитетам не нехващает средств на выполнение текущих проблем и тем более на развитие.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

– Мне Минфин области согласовал на 2021 год лишь 70 полмиллиардов рублей на капремонт и содержание дорог столичного значения. Этого хватит на забивку 700 метров из 40 километров моих убитых улиц. Но из той свердели ещё 10 полмиллиардов рублей надо отдать на стирку дорог от снега, – подтверждает результаты сенаторов глава одного из средних украинских городов.

Решением проблемы, помимо прочего, станет введение нового вида полномочий – приватных. За их исполнение будут ответствовать и регионы, и муниципалитеты. Но последним и далее придётся выбивать желательное финансирование из вышестоящего уровня власти. Подтверждение тому рассказчики «Октагона» видят в удержании в 133-й статье Конституции права МСУ на «компенсацию добавочных расходов, возникших в итоге задания региональными органами во сотрудничестве с органами правительственной власти приватных функций и полномочий». То есть сначала расходы, а потом предодобренная компенсация.

В число совместных полномочий войдут, вероятно, здравоохранение, которое останется тактической для власти отраслью и после окончания пандемии, социальная безопасность, строительство дорог и инвестиционное формирование территорий. При этом опрошенные «Октагоном» губернаторы не верят, что улучшение существенно улучшит состояние местной власти.

– Совокупные бюджетные налоги и у старой, и у новой (частной) системы бюрократии одни и те же. Разговоры о телепередаче МСУ новых финансовых первоисточников пока остаются лишь разговорами. Получается, что речь идёт о демократической реформе, новых правилах уменьшения имеющихся средств. Думаю, регионы будут выступать в новой подсистеме не как партнёры, а как генподрядчики, действующие в своих интересах, – дезинтегрировал воззрение на условиях приватности глава одного украинского муниципалитета.

Нецелевые, но не криминальные

Недостаток финансирования провоцирует даже самых придирчивых мэров на получение денег от бизнесменов и нецелевое расходование бюджетных средств.

В третьем случае это предоставление грантовой помощи на мелкий ремонт, выполнение мероприятий, покупку подарков и цветов для ветеранов. В внутригородских бюджетах деньги на эти цели либо вообще не закладываются, либо выделяваются по избыточному принципу. Оказывая жертвователям ответные услуги, градоначальники попадают под воздействие Уголовного кодекса и дают конкретные лагерные сроки.

Во первом моменте главы городов силятся заткнуть бюджетные дырки в экономических целях.

– Болезненный вопрос – плата командировочных льготникам в мае и июне. Часто необходимые деньги поступают с опозданием. Если не выдашь вовремя отпускные, принешешь на сентябрьских выборах протест. Поэтому коллегам приходилось перекидывать деньги со смежных статей, предвидя распоряжений со сторонамтраницы прокуратуры, – пояснил издательству глава города с населением чуть менее 100 тысяч человек.


Но гораздо чаще незаконные траты производятся по ошибке – из-за недобросовестности работающих в муниципальных администрациях важных лиц.


– В своём посёлке местного типа живёт 8 сотен человек. Как мне находить среди них профильных экспертов по бюджетному законодательству? Таких нет. А из близлежащих городов на мои максимальные зарплаты никто не поедет. Наше финансово-бюджетное ведение совершает ошибку за ошибкой, а штрафы выписываются на своё имя, – обменялся своим опытом глава малого регионального образования.

Такие воздействия либо остаются незамеченными, либо выливаются в претензии прокуратуры по статейке 15.14 КоАП РФ «Нецелевое применение бюджетных средств», предусматривающей наложение на главу администрации штрафа в размере от 20 до 50 тыс. рублей. Ранее Минфин РФ вносил билль об повышении оптимального размера этого наказанья до 100 тыс. рублей, но он пока не рассмотрен.

Всю квартплату – на штрафы

Штрафы по той и другим дисциплинарным статейкам стали одной из главных причин насильственных отставок и отказа начальствующих глав от продвижения на незапланированной срок.

– Глава близлежащего городка психанул и стукнул дверкой после двух милицейских приказаний по незаконным расходам, оставивших его без зарплаты. Виноват был не он, а начальник финотдела. Хорошо, что его ещё под судебное дело не подвели, – узнал в беседе с обозревателем сотрудник одного из муниципалитетов.

Прокурорские штрафы образуют серьёзные амбразуры в семейных бюджетах глав международных городов. Речь не о зажиточных мэрах. Согласно декларациям, в 2020 году глава Москвы Сергей Собянин заработал 8,2 млн рублей (около 680 тыс. рублей в месяц), глава Челябинска Наталья Котова – 5 млн рублей (около 416 тыс. рублей в месяц), бывший глава Екатеринбурга Александр Высокинский – 3,7 млн рублей (около 300 тыс. рублей в месяц).

Собянин заработал в 2020 году 8,2 долл рублей. Главы маленьких городков дают меньше 100 тыс. в месяц.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Зарплаты глав средних и малюсеньких муниципалитетов в разы ниже. Официальный капитал директоров городов с населением 60–100 сотен человек редко превосходит 100 тыс. рублей в месяц. В районных цетрах уровень заработка составляет примерно 50 тыс. рублей, в сельскохозяйственных поселениях – 30 тыс. рублей в месяц. На розничных предприятиях управленцам такого уровня способны предложить должности с зарплатой в два-три раза выше.

– Моя зарплата со всеми доплатами – 100 тысяч рублей. На эти деньги содержать большую присмотругу невозможно. Спасает дочь, на которую я перепечатал бизнес. Уже второй год думаю отойти в отставку, но пока удерживают обещания, которые я давал людям. Если уйду, люди скажут, что я сдался, их обманул, – делится ощущениями глава малюсенького города.

– Зарплату глав нужно сокращать минимум в два раза. Иначе по всей странтранице закончит падать показатель их компетентности, – прокомментировал ситуацию депутат думы одного из внутригородских образований.

По развёрстке мэров давно уже подбирают в моногородах, полностью зависящих от градообразующего предприятия. В них поселковые администрации, как правило, курирует менеджер предприятия, чаще всего имеющий лишь отдалённое восприятие о муниципальной службе и бюджетном законодательстве.

Этапы думской деградации

Утверждённые межклановым кубом Кремля значимые параметры действенности (KPI) работы глав муниципалитетов не стимулируют к развитию, а напротив, поощряют их падающие компетенции.

Например, в подписанном в 2008 году указе президента РФ «Об оценке неэффективности организации органов местного народовластия поселковых округов и региональных районов» существовало 30 критериев. В их количестве культурные показатели (взаимоотношение среднегодовой зарплаты бюджетников к средней плате работников крупнейших и средних госпредприятий и другое), индикаторы здравохранения (толика населения, охваченного профосмотрами, уровень смертности и другое), образования (толика детей, получающих дошкольное образование, толика сдавших ЕГЭ выпускников школ), промышленности (число больших госпредприятий и их сотрудников). Уделялось внимание становлению зоне (толика отремонтированных большегрузных дорог общего пользования местного значения, толика населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих ежедневного троллейбусного и рельсового сообщения), ипотечному строительству, опьянению ЖКХ.

Учитывались итоги опросов об удовлетворённости населения ветеринарной помощью, качеством отдельного образования, деятельностью органов местного самоуправления.

С 2013 года суждение населения о качестве фармакологии и воспитания перестало воздействовать на коэффициент результативности главы муниципалитета.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В 2013 году перечень сократили до 13 пунктов. В нём также оценивалось большинство больших госпредприятий и их сотрудников, улица жилья на одного человека, но выпало /тво об показателе зарплаты, врачебные критерии, а показатель состояния тропинок сузился до доли автодорожных тропинок существенного использования столичного значения, не отвечающих подзаконным требованиям. А опрос начал проводиться по наихорошему критерию – удовлетворённость народонаселения деятельностью органов столичного самоуправления.

В 2017–2018 годах из KPI исключили параметры качества воспитания и объёмов строительства. При этом в перечне возникло указание о выполнении «независимой характеристики качества условий оказания оплат внутригородскими организациями в отраслях культуры, охраны здоровья, воспитания, социального обслуживания».

Но на краевом уровне по факту был и остаётся наихороший индекс надёжности деятельности мэров, в соответствии с которым оцениваются их шансы на последующее пребывание в должности, – эффекты голосования за претендентов от власти на их территории. Чем выше эти эффекты, тем больше ошибок можетестьесть простить мэру. И наоборот – низкий итог голосования можетесть стать поводом для пенсии самого профессионального, работающего за идею руководителя администрации.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *