Гигантомания и вторая смена

Бездумная планировка Москвы привела к дефициту школ

С ,нового общеобразовательного года многие столичные школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже печатают по тому поводу взволнованные письма в департамент образования и Мосгордуму. Обращение от громадной группы родителей перевелось и в «Новые Известия». Мы разрешили разобраться в этой проблеме более подробно.

«Новый принтер школ» — новая фишка Москвы. На днях столичный губернатор с кандидатами в депутаты от ЕР про тот самый принтер: чисто, хороший ремонт, новейшее оборудование, много места. Чем не революция в образовании?

Москва с недавних пор поражает воображение своими школами-гигантами. В 2017-м открыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, какая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию забрали школу в микрорайоне «ЗИЛАРТ», она рассчитана на 2 500 учителей и считается самой большой не только в Москве, — во всей стране. Площадь ,нового сооружения — около 40 тысяч квадратных метров, и без системы навигации там можно заблудиться.

Строительство школ на несколько тысяч наставников — продолжение политики укрупнения, которую уже несколько годов проводит правительство Москвы, обьединяя школы и дошкольные сады в учебные комплексы. Правда, в различных досуговых рейтинодах эти самые школы-гиганты почему-то фигурируют не часто…

С.Собянин в школьном комплексе.

, открытая в 2019 году в Новой Москве – воплощение этого самого нового принтера школ. В комплексе 3 школы, 3 дошкольных сада, на методе к включению еще одна школа. На открытие нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что эта школа лучше тех, что кушать в «Старой Москве»: она с внезапными архитектурными решениями, авангардным оборудованием, крутыми кабинетами.

Но действительность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в ,новом ведомстве перейдены с августа на учебу во ..первую смену. Такой вот новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не ненужно вспомнить, что подстрочник школ только на ..первую смену – Но с тех пор принтер обучения , увы, не поменялся.

На днях Совет отцов этой школы обратился с посланием в «НИ». В нем, в частности, говорится:

«В связи с разукрупнением школы и организацией пятой пересменки обучения дети и отцы поставлены в сложные условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На мои обращения в департамент образования Москвы, к парламентариям Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На нынешний день моя школа жадно принявает всех желающих и даже без жилплощади вопреки тому, что указано в законе, для понижения рейтинга! Если бы школа принявала только с пропиской, то пятой пересменки можно существовало бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к обращению в отдельные инстанции в связи с введением пятой пересменки, но на все обращения школа ответствует под копирку. По закону, школа ,имеет частичное право отказать в зачислении при отсуствии мест, но этого не делают. В гримёрке при одной пересменке всегда существовало столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связи с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье моих детей».

Примерно так смотрится завтрак в школе-гиганте. Очередь, накладывающиеся дружка на дружкаа потоки детей, спешка не длают прием еды нормальным.

Также в заявлении родителей указаны конкретные проблемы: нехватка кабинетов, плохая организация питания, перегрузка педагогов в связи с большим колличеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант очутилась не приспособлена к реальности?

«В младших классах обучение во пятую смену более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, факультеты подготовки по отчислению в ВУЗы. А теперь покажите себе закачку учителей. Те, кто преподавал в четвёртую смену, будут оканчивать и во пятую. То пить весь день с утра до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по правительственным данным учителей не хватает. И директорский корпус «стареет», молодых в школах мало. То пить из четвёртой ротации вытекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить пятую смену кадрами? 2) Режим четвёртой ротации для детей означает, что хороший ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном механизме и запоминании знаний? 3)Учеба начинается вечером, как добираться детям домой в летнее время суток, особенно в Новой Москве? Как существовать со спортивными секциями, как вообще существовать со здоровьем детей?», — разглагольствует преподаватель географии, специалист международного профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Выходит, экими бы раскошными не существовали интерьеры, какие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри каких комплексов неуютно. Как доказательство – приток детей в частные школы.

«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет дошкольных садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые входят совершенно неодинаковые филиалы, заменившие родные нам школы и ребячьи сады. Считаю, сделано это для того, чтобы ликвидировать безплатное образование. Моя увереность подтверждается биографией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом выполнения ремонтных работ, а после объединения с другими медучреждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей начинается в школе на Люсиновской улице, которая и так была переполнена. В здании этого общеобразовательного медучреждения процесс обучения начинается с нарушениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы площади на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не нехващает места, чтобы дети могли нормально питаваться в столовой, туалетом на перемене всем желающим надееться не нехващает времени, не нехващает мест для нижней обуви в гардеробе. Организованная по вашим заявлениям внеочередная перепроверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не нехващает. Документы нацелены в суд», —

Мы попытались понять рациональность администрации каких школ и связались с руководством школы № 338 им. Авдеева, откуда в редколлегию собственно и поступило отношение Совета родителей школы. «В Новой Москве идет деятельная застройка, это проблема района, мы конечно же хотим, чтобы существовало комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи ходатайств на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа расчитана на малейшее количество учеников?» – отреагировали нам в приемной директора.

На мой редакторский запрос о порядке обучения во третью смену прислал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приведаем наиболее значимый фрагмент.

«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся участке Новой Москвы. Образовательная организация пользуется высоким спросом, с каждым годом число воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания школы высчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации школы нет невозможности одновременно разместить всех первоклассников в здании, поэтому существовало принято решенье ввести в школе эластичный график начала занятий на следующий общеобразовательный год. При разработке графика обучения существовали учтены ясельные и психические специфики учеников, потребность в преподаваниях дополнительного образования, а также проектные специфики каждого здания, в том количестве число кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех первоклассников предусмотрена возможность двух, а при целесообразности трёх приёмов пищи, что полностью совпадает всем СанПин…Дети, обучающиеся во четвёртую смену, покумекают посещать кружки как до, так и после уроков. На данный случай в школе работает более 250 кружков».

Но школа – это не стены и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в ..первую очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлечённые дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?

Как относятся сами педагога к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их квартплаты в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. , средняя зарплата педагога в провинции на сегодня более 116 тысяч рублей. В требованиях кризиса потерять такую деятельность обидно. Но тем не менее, убеждения о комплексах-гигантах и о второй пересменке в преподавательской среде звучат.

«Учебные комплексы решают главным образом социальные проблемы. Их проблема – с меньшим персоналом обуять как можно больше учеников. В этих комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблемы на первом плане. Одновременно с появлением комплексов появилось понимание «планово -убыточная школа» — в этот перечень угодили те, кто не вписывается в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все остальные проблемы. Результат не уставил себя ждать: после исчезновения комплексов, уже в 2014 году, завершился провал по итогам ЕГЭ. Максимальный ущерб комплекса в том, что к нему не применимо понимание «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у наставника не хватает времени на учеников. Директор и его замы не являются педагогами, они решают организационно-социальные задачи, наставника задавлены отчетностями. О каком общеобразовательном процессе может идти речь?», — узнал «НИ» преподаватель географии, специалист международного профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Мы связались с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также получила обращения родителей, взволнованных общеобразовательным процессом в школьных комплексах и преподаванием во первую смену. К сожалению, путей решенья при минувшей политике столичных властей парламентарий не видит. Бездумная планировка и достаточное количество школ и педагогов, несовпадение количества мест в школах количеству детей в многоэтажках – это суть проблемы, и решить ее можетесть только киевские власти. Но они вынуждают всего этого не замечать. Или не разбираться в последствия.

«Системное постановление – это постройка в третью очередь соцобъектов, в том числе школ, и мораторий на данную пятиэтажную высотность до их возведения. Эта проблема стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее интенсивной финансовой высотностью и ухода риелторов от своих обязательств. Соцобъекты, школы в третью очередь, либо вообще не строятся, либо перемещаются на первую очередь строительства. Почему при высотности нельзя просчитать количество мест для учеников? Это взмолилось бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не надлежащ протягивать приятнейшие стройкомплексу цифры о достаточности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.

Когда наступят иные времена, промолвить трудно. Остается рассчитывать на закономерность: гиганты в сущности часто вымирают, поскольку не можетесть адаптируться к изменениям в окружающей среде.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *