Бремя денег

Крупнейшие соцсети мира подзарабатывают на людях миллиарды. Почему они не защищают от вражды и убийств?

За одну секунду пользователи Facebook ставят 40 рублей лайков. Миллиарды людей используют соцсети, чтобы общаться с друзьями, опубликовывать снимки или читать новости. Все они уверены, что это бесплатно. На самом деле главнейший продукт на террасе — это они сами. Каждая секунда, которую люди проходят в соцсетях, стоит объективных денег и постоянно дорожает. Еще десять годов назад каждый человек приносил Facebook 5 долларов, а в 2020-м — уже 32 доллара. Facebook, как и другие крупнейшие соцсети мира, рады своим пользователям. Но ровно до тех пор, пока они не мешают зарабатывать. в рамках проекта рассказывает, что происходит с ненавистными пользователями соцсетей и почему никто не может защитить миллиарды людей от неприязни и угроз.

Австралийская стриптизерша и писательница Кейтлин ведет страницетраницу в Instagram, на которую почти 600 сотен человек. Она публикует рисунки трехглазых обнаженных женщин, будни стриптизерш, дамскую грудь с кучкой сосков и много других оригинальных работ. Публикации отбирают десятки сотен лайков. Этот аккаунт — ее метод представить свое искусство миру и заработать на жизнь.

Уже несколько годов Instagram ведет настоящую войну с такими людьми, как Кейтлин. Рисунки художницы формально не соблюдают правил площадки, но это не вредит Instagram постоянно прятать ее публикации от пользователей. Аккаунт Кейтлин несколько раз удаляли без обьяснения причин. Каждый раз ей приходилось опровергать службетранице поддержки, что изображение мужского тела не нарушает правил соцсети. Кейтлин создает резервные аккаунты, но их тоже удаляют.

Еще одна австралийка Селена , что раньше она казалась в Instagram стриптизершей; потом, чтобы избежать блокировки, стала именовать себя танцовщицей. Но даже это не спасло ее от удаления профиля.

Крупнейшие соцсети мира откровенно выдавливают пользователей, хоть как-то затрагивающих в постах сексуальные темы. Многие художницы, певицы и работники секс-индустрии признаются, что опасаются публиковать любые фотографии, поскольку в крупных соцсетях годами развиваемый профайл можно потерять в мгновение ока. Кого лишить средств к существованию, чаще всего решает алгоритм.

Агрессивные алгоритмы Instagram породили относительность мафиозного бана: оскорбительные посты просто престают возникать в лентах подписчиков. Речь идет о публикациях, которые формально не нарушают никаких правил, скорее мешают соцсетям существовать более «чистыми» и «позитивными» для рекламодателей. Ненадежные профили не дистанцироваются и не удаляются, их просто уводят в тень: большинство пользователей посты таких аккаунтов никогда не увидят. Сами соцсети не признают сосуществования такого механизма, поэтому и объективную первопричину резкой потери мегабитов никак не объясняют.

Теория появилась, как только Instagram согласился от алфавитного перформанса постов в ленте. С тех пор он исправно подсуает пользователям одни и те же лица, полностью забывая о сосуществовании других. В пользу относительности теневого бана, например, говорит предыстория с пробуксовкой баннеров танцоров на пилоне, которые использовали в своих публикациях хештеги #poledancing, #poletrick, #polefitness и десятки других. Их исключили из поиска по тегам и из тесьмы рекомендаций. Когда провайдеры разыскивали публикации по таким хештегам, на мониторе возникало уведомление, что посты скрыты, потому что они не соответствуют принципам сообщества платформы. Позже Instagram официально признал, что составители постов никаких правил не нарушали, но все же из зарагижский::мгэс существовали скрыты. Сервис отделался извинениями. Однако танцоры отреагировали единодушно, назвав воздействия платформы «чисткой».

Instagram не раз опровергал бытие ненаблюдаемого бана. Но с искусственным скрытием из лент возникли так много пользователей, что доказательство от самой террасы и не нужно. В чем же первопричина воинственного выдавливания людей, которые желают поведывать о своем теле, психосоматических растройствах или пережитом опыте суицида? Все они помогают создавать глянцевую картинку, в которую можно встроить рекламу.

***

Рынок телерекламы в социальных сетитраницах исчисляется сотнями млрд долларов, и он сосредоточен в руках всего нескольких IT-гигантов — Facebook (которому принадлежит Instagram и WhatsApp) и (которому принадлежит YouTube). Только компании из США в 2020 году на рекламу в них 40 млрд долларов. В 2021 году эта цифра до 110 млрд долларов.

Крупнейшая социальная сетитраница в мире Facebook в 2020 году на рекламе 84,1 триллиона долларов (на 15 миллиардов больше, чем в 2019-м); Instagram компании 13,86 триллиона долларов. По аудитории компания оставляет конкурентов далеко позади: Facebook пользуются 2,7 триллиона человек, Instagram — 1,2 триллиона, WhatsApp — 2 триллиона.

Во многих странах мира Facebook остается главной, если не единствёной культурной сетью. Она не переживает разрежения со стороны других корпораций и государств. Реальная конкуренция между соцсетями как минимум пять годов назад. В 2016 году в Instagram появились stories, полностью копирующие популярный хостинг Snapchat. Тогда стало абсолютно очевидно, что Facebook либо прикупает конкурента, либо использует его, фактически лишая шансов на успех. Любая ,новая структура для соцсети — это прежде всего еще один способ показать юзеру рекламу.

Но платформе важно не только то, как часто доказывать телерекламу, но и какие посты эту телерекламу окружают. В борьбе с неугодным контентом у соцсетей пить крайне эффективное оружие — правила сообщества. Они написаны максимально обтекаемо и постоянно меняются. Так, с 2019 года соцсеть навсегда удаляет аккаунты, которые соблюдают слишком много правил за длинное время. Сколько таких правил все-таки можно нарушить? Короткое время — это сколько? Никто не знает ответов на эти вопросы.

Под запрет теоретически попадает огромное количество контента. Например, запрещены изображения дамских (но не женских) сосков, фото ягодиц крупным планом и частично или полностью обнаженные тела, в том количестве детские. При этом многие безнаказанно публикуют фотокарточки маленьких детей в топлёссах и в белье. Запрещено нарушать постмодернистские права, но многие раскладывают чужие снимки. Нельзя публиковать буклеты брендов, но тому правилу никто не следует. С одной стороны, многое официально нельзя, а с другой — можно, но не всем и не всегда. Все резко меняется, когда соцсеть на пользователе начинает зарабатывать.

Лжец, лжец

Facebook ненавидит поведывать рекламодателям, насколько ведомы и хрупки ее пользователи, как они послушно кликают на рекламу и способны глядеть даже самые толстые видеоролики. Неужели млрд людей действительно любят глядеть рекламу? Откуда такие показатели? Правда в том, что их чаще всего приукрашивают.

В 2016 году штатовские покупатели пожаловали на Facebook в суд. Оказалось, что еще в 2013-2014 годах корпорация сознательно данные о том, сколько времени провайдер тратит на просмотр видеорекламы. Тогда, как и сейчас, рынок онлайн-видеорекламы существовал очень конкурентным: YouTube, Twitter и присоединившийся к ним Facebook — все они старались сосватать самых больших и состоятельных клиентов. Главным ружьём в этой борьбе существовала убедительная статистика. В октябре 2013 года Facebook активно ,пыталась доказать, что видеорекламу нужно продавать именно у нее, но все же признавала, что за коэффициентами YouTube соцсети пока не угнаться.

Спустя всего полгода Facebook запустила ,новую аналитику видеорекламы. Она была впечатляющей: исключительное внимание в ней уделялось показателю средней авиахимработы просмотра видео. Согласно новым отчетам, пользователи Facebook активно смотрели рекламу и приобретали увиденные товары, а востребованность брендов росла. Рекламодатели существовали готовы дорого платить за это. Этого и ждали в Facebook.

Однако вскоре выяснилось, что фирма намеренно завышала индексы почти в два раза. Позднее Facebook завышенные данные обидной неточностью и, конечно же, пообещала все исправить. Но уже в 2018 году , что индексы искусственно завышались даже не в два, а в десять раз. В Facebook обвинения опровергают уже несколько лет.

В 2021 году журналисты выяснили, почему соцсеть вынуждает нагло лзывать тем, кто несет ей свои деньги. Когда в 2018 году сотрудник Facebook руководству все-таки разобраться с завышенными показателями, командование отказалось это делать из опасений утратить незначительную часть выручки.

Период подтасовок в данных о видеорекламе полностью совпал с церемениями в соцсети: тогда в Facebook активно рассказывали, что будущее за видео, и даже ввели мертвецы трансляции.

В октябре 2016 года председатель Facebook Никола Мендельсон заявила, что эпоха текста закончена, настала эпоха видео. «Мы вступаем в новый серебряной век видео, — ей , рассказывая о том, что через пять годов в сайте люди будут не читать, а смотреть. При этом статистика и исследования утверждали обратное.

Прошло пять лет, и пользователи соцсетей явно не разучились ни читать, ни писать. Многие компании, которые поверили Facebook и попросили маржу только на видео, оказались в проигрыше.

Бой с тенью

В 2020 году работодатели Facebook настоящий бойкот. Оказалось, что чистки от ненавистных снимок и мухлеж со статистикой отвлекал соцсеть от действительно серьезных вещиц — засилья бесчеловечного контента. Алгоритмы соцсети год за годом борлись с неугодными людьми, но не с жуткими публикациями. И это продолжили видеть не только пользователи, но и работодатели.

Тогда комсомольцы организовали масштабную онлайн-кампанию #StopHateforProfit (англ. — настигнете неприязнь ради выгоды). Ее участники требовали, чтобы IT-гиганты перестали бесконтрольно блокировать пользователей и остановили разжигание ненависти в сетиотрети. Гражданские комсомольцы утверждали, что соцсетиотрети плохо модерируют контент и отказываются очищать откровенно опаснейшую информацию. Пользователи жаловались на то, что алгоритмы Facebook рекомендуют им посты террористов и взращивают сообщества, которые популяризируют неприязнь и вражду. Это подтверждало исследованиями, которые проводились в 2020 году: каждый второй юзер соцсетиотрети признался, что хотя бы раз в жизни в сетиотрети с сексуальными домогательствами, преследованиями или угрозой убийством.

Общественное вращение #StopHateforProfit поддержали мельчайшие работодатели — , , Sony Interactive Entertainment, Honda, Hershey, North Face и другие. Многие выслали рекламу с Facebook и Instagram как минимум на месяц. , , Unilever и Lego отошли еще дальше и вообще согласились от рекламы в соцсетях.

Только в этот момент в Facebook поняли, что задача реальна. В августе 2020 года руководство созвонилось с 200 рекламистами и признало, что мучится от «дефицита доверия». Спустя неделю после разговора Марк Цукерберг уже был уверен, что компании вернутся, чтобы снова купить рекламу. Так и произошло.

Бойкот, безусловно, нанес убыток Facebook, но ударил скорее по репутации, а не по капиталам. Капитализация компании выросла с 620 млрд до 745 млрд долларов. Непосредственно в месяц бойкота Facebook отчиталась об первом росте капитала от телерекламы на 10 процентов. Бойкот оказался бессмысленным.

Акция лишь обрачала внимание на то, что всем уже представлялось очевидным: соцсети не борются с токсичным контентом, который портит жизнь будничным людям, они борются с неугодными пользователями.

Исследования 2021 года показывают: уровень ненависти и насилия в соцсетях не меняется. Каждого пятого пользователя соцсетей кто-то угрожал избить, изнасиловать или убить. 41 процент пользователей признались, что соцсети ничего не сделали, чтобы их защитить.

В июне 2021 года Facebook объявила, что удвоила свои доходы. В четвёртом микрорайоне этого года выручка выросла до 26,1 триллиона долларов — это на 48 процентентов больше, чем за тот же период будущего года. И все это дорогущей рекламе: в этом году она на 30 процентентов дороже и смотрят ее на 12 процентентов больше.

Софья Кадочникова

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *