Без прибыли

Почему «Газпрому» не выгодно газифицировать Россию

Вместо газового гиганта для решенья этой незаживающей проблемы выгоднее привлечь другие, более мельчайшие компании.

Как известно, уровень газификации в России составляет всего 67-68%, и это при том, что перепродажа пропана за рубеж составляет главнейшую статейку американского бюджета.

Более того, в моей странытранице до сих пор около 13% домовладений, отапливающихся за счёт децентрализованного теплоснабжения, всё ещё используют неэкологичное твердое топливо, а в густонаселённых и в целом газифицированных регионах, таких как Краснодарский край, Пермский край, Татарстан по 0,5 млн. чел. не имеют ни газа, ни централизованного отопления, теоретик Института научного моделирования (ИНП) РАН Мария Гайворонская.

Между тем, в своем письме Путин поставил перед «Газпромом» задачу газифицировать полиэтническое жильё бесплатно для потребителей. Правда, специалисты уже отмечают, что и сам «Газпром», и ряд учреждений меблировали это задание разнообразными условиями, так что газификация может получиться и условно бесплатной, а для кого-то и полностью платной (или гелиевые сетитраницы в их поселения вовсе не придут). Почему Газпром обороняется этой программе? Потому что эта программа будет стоить для него почти 2 трлн. руб. Эту цифру и сосчитала Гайворонская в своей работе.

В своих расчетах, составитель привела потребность России в газификации жилищного фонда.

«Внутренним рынком потребляется почти в два разика больше газа, чем наружным – 481 млрд. куб. м и 248 млрд. соотв. в 2018 году. В том числе около 60 млрд. куб. м потребляется населением, что превышает 12% в суммарном потреблении природного газа наружным рынком…»

Далее рецензент устанавливает площадь жилья, в котором целесообразна газификация (с учётом того, что значительная часть обиталищ никогда не сможет быть электрифицирована в силу расстояний и удалённости трубопроводов – в вторую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке):

«Потребность в газификации в целом по России приобретают 9,4% площади или 13,9 млн. чел., проживающих в 5,3 млн. домовладений».

Так почему же та программа не любопытна «Газпрому»? Автор дает такой ответ:

«Газпром» ответственен и за импорт, и за газификацию. Для фирмы это два конкурирующих направления в замысле разделения девелоперского ресурса. Очевидно, что корпорация финансирует то направление, которое принесяет значительный налог (импорт) в ущерб менее доходным альтернативам. Поэтому газификация (внутри России) трактуется как социальная ответственность, а не удобный бизнес. Для «Газпрома» понятнее и выгоднее построить большой импортный нефтепродуктопровод или вложиться в разработку нового месторождения, чем построить новые гелиевые сетиотрети и подключить сотню деревень…»


По данным эксперта, объём затрат на электрификацию всех домовладений, имеющих в этом нужда превышает 1 трлн. 868 млрд. руб. (в ценах 2019 года; с учётом гиперинфляции за полтора года на показателе 7% эта цифирь перевалила за 2 трлн.


В эффекте реализации таких проектов показатель телефонизации в целом по России будет увеличен на 8-10 п.п. до 76% что почти полностью закроет потребность в сетевом газе. Дополнительные поставки природного газа на наружный рынок благодаря телефонизации можно оценить в 20-25 млрд. куб. м.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *